Атлантида

Владимиру Мандриченко

Да, Володя...
Когда-нибудь мы поплывём к островам, где тёплые волны ласкают алмазный песок...
Где сочная зелень сверкает, как восходящее солнце.
Где жёлто-лимонные птицы поют неземные мелодии странно звучащими голосами.
Где тихие девушки пахнут морем и солнечным теплом, не ведая сладкого запаха косметики.
Там стройные ноги мягко ступают по земле, оттого что не знают джинсовой сбруи и литых каблуков.
Там люди умеют петь, и в их языке нет и не было слова "свобода".
Там живут, потому что — жизнь.
И любят, потому что — любовь.

Ах, Володя, где наш ковчег?
Мы с тобой отправимся в путь, где птицы научат нас звукам и тишине, рыбы — линиям, ветер — силе и лёгкости, а вода нас научит терпению...
Где наша большая лодка, на которую мы погрузим нехитрый скарб?
Плоские диски, хранящие музыку,
связки старых, как заклинанья, стихов,
палочки, которыми можно постукивать в тишине,
белые листья, на которых мы будем рисовать маленькие картинки,
дудочки, чтобы разговаривать с птицами,
и солёные сухарики для больших добрых рыб...

Посмотри, нам не так уж много и надо...
Мы построим корабль, круглый, как поплавок рыбака, потому что только поплавок никогда не может утонуть.
Мы проделаем в нём круглые дырочки для ветра и приладим медные трубочки для морской воды.
Мы построим мачту и парус, которые можно высунуть наружу, но если начнётся шторм, мы их сразу задвинем вовнутрь, чтобы плыть, просто плыть, а не мчаться.
Что спешить? Ничего не пропало...
Надо плыть потихоньку и плыть...

Мы привяжем к верхушке мачты корзину, чтобы можно было сидеть рядом с птицами, слушать их разговоры и поглядывать на горизонт.
А в самом низу, в днище нашего корабля, мы проделаем люк, через который на крепких цепях можно будет спускать наш подводный аппарат — маленькую табуреточку, установленную в стеклянном пузырьке.
И по бокам этого пузырька — две тонкие рукавички, чтобы ты мог вставить в них руки и погладить красивую рыбу.
Или поднять жемчужину со дна.

Там, на дне, среди бутылок, рваных сапог и ржавых бензобаков ещё можно найти золотую монетку, оброненную счастливым путешественником, и драгоценный фарфор далёкой эпохи Цинь, и затонувшую шхуну с пробитым бортом.
И на накренившейся палубе среди больших игрушечных пушек и разбросанных ядер, похожих на нынешние скульптуры, ты увидишь тусклое мерцание знаменитой шпаги капитана Блада.
Подними. Мы покажем её тем, кто не верит.

Мы поднимем со дна монетки и расплющим их, превратив в золотые пластинки, и поверх расплывшихся императорских лиц мы начертим на них стихи.
Мы наденем эти пластинки на хвосты самых сильных рыб — словно извилистые восточные браслеты, — и рыбы поплывут к неведомым берегам, во все стороны света, покоряя весь мир тёплым блеском волшебных слов.
Разве это не чудо? Поэзия, пришедшая из глубин...

Мы научим шершавых акул слушать Моцарта и Вивальди, и когда они пропитаются этими искрящимися звуками и поднимутся на поверхность, чтобы взглянуть своими глазами на наши ночные светила, мы поставим им музыку Баха...
И возможно, купаясь в волнах этой музыки, они станут добрее, круглее, сбросят жёсткую кожу и свирепые маски, и тогда мы увидим прелестных русалок, нежных-нежных и с пышной грудью.
Мы покроем их бледные тела тонкой росписью, и в изящных завитках татуировок мы расскажем о хрупких чешуйках едва народившихся миров, о шелесте ветра в широких листьях растений, о бесконечных путях Одиссея под хрустальным сводом, сотканным из прозрачных звонов небесных орбит...
О нашем вечном пути в этом бескрайнем мире...
И украшенные уверенной рукой, наши девочки поплывут, обнявшись с дельфинами, провожать уходящие корабли, чтобы безлунными ночами утешать грустных матросов таинственными древними песнями, хранившимися тысячи лет на дне океана, в больших, туго скрученных раковинах.
Скажи мне, Володя, разве сможет после этих песен хоть один, хоть один матрос, бросить в море ржавую железяку или прохудившийся башмак?

Ах, Володя, где наш ящик шампанского, чтобы приветствовать встречные корабли?
Где сургуч, чтобы запечатывать наши письма — маленькие картинки на белых листках, скрученные в трубочки и лежащие в бутылках?
Эти бутылки, пущенные по волнам, поплывут прямо в руки наших друзей, чтобы поведать им о наших открытиях...
Где наш адмиральский штандарт — большая голубая жемчужина на тёмно-синем поле, в хороводе алмазных песчинок?
Где наш бочонок старого рома, без которого — я точно знаю — нам будет трудно перевалить через крутой горб экватора?
А ведь именно там, за экватором, расположены наши острова.

...Мы сойдём на берег, чтобы раствориться в белом песке, в блеске растений, в шелесте крыльев и пении птиц, в запахах девушек и цветов, в шёпоте волн и шуме водопадов, — и растворившись совсем, без остатка, мы узнаем тайные языки.
И птицы нам скажут, где лежит затонувшая, спящая страна Атлантида.
И рыбы покажут дорогу.
И змеи прошепчут слова, которыми можно вызвать на помощь старого Желтого дракона, реющего над Хуанхэ.
И Желтый дракон, услыхав этот шёпот, вдруг встрепенётся, выдохнув неведомый звук...
И от этого звука, как от поворота потайного ключа, вздрогнет невидимая пружина, — и затонувшая Атлантида вновь всплывёт из морских пучин...



...Да, Володя, когда мы поплывём к островам, где тёплые волны ласкают алмазный песок, где сочная зелень сверкает, как восходящее солнце, где желтые птицы поют необыкновенными голосами, а скромные девушки пахнут морем и солнечным теплом...
Когда мы отправимся туда, где стройные ноги мягко ступают по тёплой земле, а люди пока ещё умеют петь, надо нам не забыть взять с собой мармелада, цветных лоскутков и сладких цукатов.
Для мужчин мы возьмём саксофон и подзорную трубу.
Вкусных зёрен для птиц, и ящик сигар для старух.
Не забыть бы три ящика мыла, губки, щётки, вихотки...
И хороший насос с длинным шлангом.

Мы отмоем с тобой эту землю, всплывшую из пучин океана, с мылом, щеткою и вихоткой.
Мы отмоем улицы и дома Атлантиды, её храмы и площади, её тайники и подземные ходы.
Мы засеем её растениями, привезёнными с островов, и когда растения поднимутся, на ветвях запоют птицы.
И рыбы поселятся в больших красивых прудах.
А следом — приплывут русалки.
А за ними — милые жители островов.
А потом — на кораблях, похожих на круглые рыбачьи поплавки, приплывут художники, музыканты и поэты.
Потому что там, на этой земле, не отмеченной ни на одной карте, можно будет просто жить, и петь — оттого что поётся.
Там люди сбросят джинсовую сбрую и башмаки с литыми каблуками...
И больше никому не понадобится слово "свобода".

Я знаю, что где-то там, в таинственных храмах Атлантиды, хранится складная стеклянная лесенка, по которой можно подняться на небо.
Но из тех, кто по ней поднимался, ещё никто не вернулся на землю...

1999


Портрет Конец ученичества


НАВЕРХ

ОГЛАВЛЕНИЕ