А н д р е й   М а д и с о н


О Т   Л У К И

1. В тексте Луки несколько пространнее, чем в матфеевском, рассказывается об Иоанне Крестителе — в частности, в ходе сцены с народом, который он припечатал устойчивым эпитетом "порождения ехиднины", припугнув при этом насильственной смертью за неисполнение долга перед "Господом". Далее Иоанн излагает путь спасения:

"И спрашивал его народ: что же нам делать?

Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же"
(Лука 3: 10-11).

Мытарей — кстати, отдельных от народа — Иоанн оставляет без положительного ответа, а воинам рекомендует никого не обижать (?!), не клеветать (при чем тут воины?) и довольствоваться жалованьем (за что?). Невразумительность ответов легко перекрывается кошмаром угроз, которые, по словам Иоанна, несет с собою некто "сильнейший" его, который еще "идет":

"Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
лопата в руке Его, и он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым"
(Лука 3: 16-17).

"Неугасимым" в данном контексте может читаться только как: огонь, после того как "сожжет" солому, перекинется еще на что-то (опять же если в контексте — на пшеницу?). Такие планы — и вновь строго в контексте, но уже исторического христианства — обычно квалифицируются как "дьявольские". Если толковать данное обстоятельство сугубо пиитично, то, очевидно, придется предположить, что звезда над Вифлеемом была двойная, если посуше — то окажется, что "дьявол" входит в систему перверсий не-мира, а если с точки зрения всегда уходящего от окончательной ответственности исторического христианства, то все можно списать на недотепистость Иоанна. Или, что еще вернее, на злонамеренность автора этих слов.

Ниже, кстати, приведенный пассаж именуется "благовествованием".

2. Так называемая "нагорная проповедь" в тексте Луки оказывается "проповедью на ровном месте" — в нем специально оговаривается это обстоятельство: "стал Он на ровном месте" (Лука 6: 17). Обращается здесь Иисус и к ученикам, и к народу. Появление народа — сигнал к началу пропагандистской демагогии, комбинирующей предложения следовать вывернутым наизнанку нормам обычного права: "Но вы любите врагов ваших, и благодарите, и взаймы давайте, не ожидая ничего" и обещания воздаяния за это со стороны не-мира: "И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо он благ и к неблагодарным и злым" (Лука 6: 35).

В какой степени благ "Всевышний" к неблагодарным, об этом весь Ветхий Завет. На отмену фактологии которого Иисус нигде не претендует, а следовательно, заведомо зная это, попросту извращает факты. Зато какой выгодный контраст сравнительно со страшилками Иоанна!

3. В другой раз, когда Иисус проповедовал народу, он, между прочим, рассказал ему известную уже по Марку байку о сеятеле и семени — "слове Божием", введя в нее (тут впору в духе фоменок допустить как четыре его ходки в Иерусалим, описанных разными людьми, — типа: воскрес и опять за старое, или четырех — единосущных — Иисусов, которые кончили одинаково, но действовали слегка несогласованно. То бишь, внести оживление в ряды экзегетов) новый сравнительно с марковским вариантом мотив — "терпение":

"а упадшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
а упадшее на камень, это те, которые когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
а упадшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении"
(Лука 8: 13-15).

Предлагаемая на сей раз трехчленка легко превращается в двучленку путем объединения первых двух групп, которые, не совпадая в нюансах, находятся в принципиальных контрах с третьей группой. То есть, опять обычное "разделяй и властвуй" со столь же обычным воздаянием для послушных. Однако появляющееся в финале "терпение" делает возможным всякий неуспех в достижении воздаяния объявить плодом нетерпения, равно как и отодвинуть его достижение на неопределенную перспективу. Это удобно (с точки зрения манипуляции).

4. Опять же к известному, но уже по Матфею (Матф. 10: 9-15), наставлению апостолам у Луки имеется следующая добавка:

"се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах"
(Лука 10: 19-20).

Исключительно важные в пропагандистском смысле слова: Иисус гарантирует слугам не-мира, в ответ на любые насильственные их действия, полную безопасность от противодействий мира. Ясно, что спектр применимых к ним толкований, считай, безразмерен: от буквалистского до совершенно спиритуалистического — что важно как уловка для церковников, но как суть — не важно; не имеют серьезного значения и результаты проверки этих слов на фальсифицируемость, ибо главное в них — абрис поведенческой схемы: давите гадов конкретно и за это будете вознаграждены символически. Иными словами: диалог между миром и не-миром невозможен в принципе, а принцип сообщительности таков: либо мир беспрекословно подчиняется не-миру, либо, если нет, он змей и скорпион.

Схема крайне удобна в применении, поскольку освобождает реализующих ее акторов от рефлексии, в том числе и за счет затушевывания корыстного ее элемента ("написаны на небесах" — это, конечно, должно восприниматься принципиально иначе, чем, например, "33 серебреника"). Как порождающая модель, она годится и для так наз. "священномучеников", и для инквизиторов — без разницы.

5. "Пути Господни неисповедимы", они, надо понимать, и привели Иисуса в некое безымянное селение, где оказался дом, в котором его приветили, и где, согласно сюжету, хозяйка дома по имени Марфа занялась хлопотами, имевшими целью угощение, а сестра ее Мария уселась рядом с Иисусом, чтобы занять свое внимание его речами. Это возмутило Марфу, и она потребовала от Иисуса отпустить Марию, чтобы та помогла ей по хозяйству.

"Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом,
а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее"
(Лука 10: 41-42).

Второстепенное в этой сцене то, что Иисус, призывая к уходу от мира ("одному"), сам, тем не менее, ищет в нем крова и пропитания. Первостепенное — установление гомофонности не-мира и, соответственно, полифоничности мира. Как раз и получается, что диалог — это для профанов, а настоящее — слушать и повиноваться.

Далее. Если вдруг понять слова Иисуса буквально (что, по утилитарным причинам, категорически возбраняется церковниками), те, где "одно только нужно", выйдет, что он обрекает мир на голодную смерть — зато сопровождаемую ультимативной музыкой его поучений. Если же отойти от презренного буквализма, то окажется: не-мир, провозглашая свою приоритетность, предлагает миру еще одну схему интеракции с ним, когда одна часть мира обслуживает его духовно, а другая — материально, в данном конкретном случае — обеспечивая кормежкой.

6. Следующий словесный фрагмент толково высветляет подход Иисуса к психологии масс и восприятию ими его деятельности: когда он вновь проповедовал "в одном месте" и на проповедь стал собираться народ, первой иисусовой реакцией на это было: "род сей лукав, он ищет знамения…" (Лука 11: 29). То есть, не-мир не обольщается относительно мира, требуя одновременно обольщаться относительно самого себя.

7. Один из слушавших его в этом эпизоде, как оказалось, фарисей, пригласил Иисуса отобедать. Безо всяких моралей о суете вокруг многого Иисус пришел к нему и "возлег". Однако рук перед принятием пищи не умыл, что вызвало удивленное замечание фарисея. Тут Иисус и разразился моралью, смысл которой явился сразу — в первом же пункте ее: "Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства" (Лука 11: 39). Вторым пунктом последовал рецепт избавления от этого грандиозного противоречия: "Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто" (Лука 11: 41). Иисуса, максимум — трудившего ходьбой от одного пункта агитации к другому ноги, но не маравшего о работу (потому и не мывшего?) рук, волнуют, естественно, не вопросы производства, а система распределения. Он демонстрирует готовность быть альфонсом — с очень большой, правда, буквы! — мира, лишь бы тот признал за ним боговы полномочия и беспрепятственное право козырять ими. Перманентно лицемерящий, он использует при этом известный пропагандистский прием — обвинить (важно, чтобы первым) в аналогичном грехе оппонента: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…" (Лука 11: 44) и далее: "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали" (Лука 11: 52). Итак, помимо Иисуса, еще и "законники" обладают знанием о способах приобщения к не-миру, однако они стали на пути распространения этого знания чем-то вроде сознательной затычки.

Опять, конечно, пропагандистский прием (все должны быть виноваты, но виноваты по-разному), но момент все равно любопытный, ибо получается, что Иисус не принес отцову истину в мир, но только — разгласил ее. "Разгласил", естественно, в целях вербовки — не-мир не нуждается в видимом тайнознании, потому что это его скрытая прерогатива.

8. Постоянно и хищно кружась вокруг темы греха и прощения либо воздаяния, Иисус изрекает, наконец, следующие, чреватые "Троицей", слова:

"всякому, кто скажет слово на Сына Человеческогго, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится" (Лука 12: 10).

Итак, казалось бы, новый, чрезвычайно тонкий оттенок: персонификацию, воплощение не-мира — Иисуса — можно хулить, а субстанцию — "Святого Духа" — не тронь. Однако совсем не обязательно копаться в субстанциях с акциденциями, чтобы понять — с чего бы это? Ибо "новации" предшествуют слова, которые, будучи к тому же построены на обычной для Иисуса меновой этике, напрочь снимают полусмелый пафос приведенного заявления:

"Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими"
(Лука 12: 8-9).

9. В ходе того же сеанса проповедования некто из народа обратился к Иисусу с вопросом:

"Учитель! Скажи брату моему, чтоб он разделил со мною наследство.
Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?"
(Лука 12: 13-14).

Далее по пути следования проповеди возникают еще два пассажа, имеющие прямое отношение к разделению вообще и ситуации тяжбы в частности.

а) "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех"
(Лука 12: 51-52);
б) "Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него…" (Лука 12: 58).

Итого: типичный образец типичного иисусова лицемерия, что бы ни говорили по этому поводу профессиональные экзегеты — и апологеты-любители. [А говорят они в таких случаях по обыкновению либо нечто отвлеченное (когда сами, вторя своему патрону, лицемерят), либо уклончивое: "Вы не понимаете!", либо "Ты — бес!" — когда, будучи в силе, уже не нуждаются в фабрикации условностей.]

10. В очередной раз, минуя города и села, на пути к Иерусалиму Иисус учил о "Царствии Божием", и

"некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут.
Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: "Господи! Господи! отвори нам". Но Он скажет вам в ответ: "не знаю вас, откуда вы".
Тогда станете говорить: "мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты".
Но Он скажет: "говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды".
Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
И вот есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними"
(Лука 13: 23-30).

Вот она, приманка не-мира: возлечь. И поскольку не рисуются никакие другие перспективы, лежать, очевидно, бесконечно. Именно такой вариант "спасения", по словам Иисуса, должен вызвать отчаянную конкуренцию за право оказаться соседом по лежке Авраама и т. д., что должно позволить не-миру включить селекцию по своему излюбленному стандарту — произволу. Соответственно, на эмоциональном уровне реакция отсеянных должна выглядеть как "плач и срежет зубов", но не от каких-то там "адских мук", а от досады и зависти. Именно они являются главным и, исходя из текста, единственным исходным мотивом стремления "спастись". Кроме того, можно бегло отметить, видимо, принципиальную разницу между ветхозаветным "раем" и новозаветным "Царствием Божиим": если в первый Адам был помещен, чтобы возделывать и хранить райский сад, то в последнем работа одна — лежать. [Но, скорее, все-таки невидимо: религиозники на такие мелочи внимания, естественно, не обращают, а если их вдруг принудят обратить его, всегда найдут возможность прибегнуть к инотолковательной казуистике, черпая вдохновение все в том же произволе — обставленном, как правило, бесконечными цитатами из "авторитетов".]

11. Не может уже вызывать никакого недоумения, что несмотря на все свои инвективы в адрес фарисеев и призывы (к другим) уподобиться лилиям и птичкам, Иисус, будучи позванным "в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба" (Лука 14: 1), мигом явился туда: пропагандист произвола так и должен себя вести. Правда, произвол этот формулируется в основном как банальная инверсия (первые — последними и т. д.), и данный случай — не исключение. Иисус, в частности, said:

"когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных"
(Лука 14: 12-14).

Первое и главное после, естественно, реализации самой инверсионной схемы произвола: эти слова фактически узаконивают имущественное неравенство, а заодно и деление людей на здоровых и фатально больных. Последнее обстоятельство не стоило бы упоминать, если бы не одно "но": Иисус регулярно занимается тем, что названо "исцелением". И занимается он им ровно в двух категориях случаев: либо поощряя таким образом за веру в него, либо, уже вне всяких вер, используя людей в качестве демонстрационного стенда, типа как во время того же обеда у фарисея:

"и вот предстал пред Него человек, страждущий водяной болезнью.
По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
Они молчали. И прикоснувшись исцелил его и отпустил"
(Лука 14: 2-4).

Все эти демонстрации логики инверсии-произвола, равно как и экспликации меновой этики, принято трактовать в рамках сентенции "Бог есть любовь" либо ее дериватов. [Почему это удается вот уже две тысячи лет — вопрос уже социальной психологии и просто психологии. А также церковной политики, которая табуирует любые вопросы к евангельским текстам. И еще — политики атеистов, которые эти вопросы формулируют слишком грубо и поверхностно.]

12. Как тривиальная реализация все той же инверсионной схемы выглядит и следующее оглашение Иисусом призыва в свои ряды:

"если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
<…> Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником"
(Лука 14: 26; 33).

Стоит напомнить: все это за проблематичное будущее счастье возлежать рядом с Авраамом, Исааком и Иаковом. [Отставим тем не менее неизбежные ассоциации с мужеложством и "свальным грехом". Нельзя оскорблять чувства верующих. Заметим только, что в строгом согласии все с той же инверсионной логикой, отрекающийся от всего взамен ничего не получит, а вот ни от чего не отрекающийся, получит как раз все. Впрочем, стратегически логика мизера ничуть не противоречит логике обычной игры. Ничто, в конечном итоге, не помеха, если налицо безусловная личная преданность Иисусу.]

13. Именно об этом он, демонстрируя, естественно, все тот же логический перевертыш, ободряюще напоминает компании каких-то грешников и мытарей — мол, что

"на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лука 15: 7).

Покаяние, чувство вины, зависимость — вот что нужно не-миру, все прочее — гиль. Отсюда и подбор учеников Иисуса — типичных аутсайдеров, способных только повторять и имитировать. С тех пор, конечно, последние стали далеко не последними, но вот это — повторять и имитировать — осталось при них неукоснительно. ["Покаяние" оказалось, однако, чрезвычайно удобной психологической уловкой для всей западной цивилизации, которая, благодаря всегдашней возможности прибегнуть к нему, оказалась свободна в промежутках между покаяниями делать что ей заблагорассудится: типа как совесть, работающая в режиме "вкл." и "выкл.", причем, что очень важно, переключение это строго регламентировано — чтоб не было "мук". Именно и прежде всего в этом смысле можно ставить знак равенства между понятиями "западная" и "христианская" цивилизация, прочее — если не гиль, то, в общем, пустяки.]

14. За эту же телегу цепляется и "притча о блудном сыне", причем, что немаловажно для грядущего меркантилизма западной цивилизации, мотивом, который привел сына к покаянию перед отцом был именно его денежный крах, а следствием его стала отнюдь не просьба о вспомоществовании, но — "отче! я согрешил против неба и перед тобою, и уже недостоин называться сыном твоим" (Лука 15: 21). Легким движением невидимой руки явление переключается из одного регистра в другой, на него наводится христианский глянец — ну и т. д., в режиме дурной бесконечности.

15. Если притчей Иисус поделился перед мытарями и грешниками, то ученикам (правда, в разумных пределах слышимости говоримого фарисеями) открыл иную новость:

"Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Лука 16: 13).

Этот пассаж услышали сребролюбивые фарисеи, и, в строгом соответствии со своей функцией номер такой-то, посмеялись над ней. За что и получили очередную плюху палкой о двух концах:

"Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Лука 16: 15).

Короче, где у человека левая нога, там у бога правая, и наоборот (в периоде). [Подозрительно похоже на расхожие даосские апофегмы вроде "знание — это незнание", "управление — это неуправление" и т. п. Не добирался ли Иисус случаем и до китайских гимнософистов? Отличная тема для как минимум пары сотен богословских диссертаций.]

В ходе этого показательного урока ученикам Иисус произносит слова, которые имеет смысл привести, имея в виду дальнейшее развитие его словесной активности:

"Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий (выделено моей левой ногой. — А. М.) усилием входит в него.
Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет"
(Лука 16: 16-17).

16. Притча о богаче и Лазаре, изложенная для той же аудитории, косвенным образом иллюстрирует, видимо, до сего момента так и не переваренную христовыми учениками процедуру, согласно которой где-то там первые станут последними, а последние — первыми. Кроме того, в ней Иисус более подробно рисует структуру не-мира: оказывается, он делится на "лоно Авраамово" и "ад", расположенный где-то ниже "лона", но так, что оба могут друг друга внятно созерцать и даже общаться между собою словесно. Тем не менее между ними — непроходимая пропасть. [Такой степени определенности описания — удобный повод для мистико-техногенных спекуляций, поэтапно адаптирующих разного рода "спецов" к религии. Начинается, как правило, чем-то вроде Авраама, оснащенного мобилой, продолжается освящением интернет-сайта, а заканчивается, как положено.]

К сему — финал притчи: богач в ответ на слова Авраама, что он получил уже доброе в жизни и потому должен теперь пострадать, а Лазарь, соответственно, утешиться, просит Авраама, чтобы он послал Лазаря предупредить богачевых братьев о местонахождении их ближайшего родственника, дабы те успели вовремя внести в свое поведение нужные коррективы. Потусторонний диалог продолжается:

"Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме! но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят"
(Лука 16: 29-31).

По поводу этого препирательства, а также осеняясь иисусовыми словами о непреходящести любых черт из закона, можно провести маленькое внутриведомственное расследование. В частности, разобраться, чем же именно богач погрешил против Моисея и пророков. Вот его имидж, как он дан в притче:

"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно" (Лука 16: 19).

Смотрим, что говорит по поводу подобных персонажей Моисей: "Богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших" (Исход 30: 15), т. е. и богатый и бедный равны, представая перед "Господом".

Пророки смотрят на эту коллизию несколько иначе, в том числе и стилистически. Особенно пронзителен взор у Исайи:

"И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах,
Оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их.
В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах, и звездочки, и луночки,
Серьги и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные,
Перстни и кольца в носу,
Верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки,
Светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала,
И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо"
(Исайя 3: 16-23).

Резюмируем: Исайя пугает дочерей Сиона тем, что "Господь" лишит их богатства, заодно обезобразив. А чтобы этого не произошло, чуть ниже предлагается панацея: "Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!" (Исайя 8: 13).

Что единит богача и Лазаря, несмотря на будущую между ними пропасть? Праздность. Один "каждый день пиршествовал блистательно", другой "лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками со стола богача" (Лука 16: 20-21). В чем принципиальная разница между Иисусом и Исайей (не говоря уже о Моисее, для которого данной проблемы просто не существует)? Исайя, человек мира, пусть и в медиумическом состоянии, но ничего не знающий о "Царствии Небесном", пугает обычными земными напастями, Иисус, агент не-мира, не восстает на экономический порядок вещей, для него главное — утвердить в сознании аудитории неотвратимую активность не-мира по отношению ко всей земной сфере существования: не-мир предстает в притче как идеологическая пенка, снятая с экзистенциального молока, и если присмотреться, то можно увидеть на этой пенке буквы, сходящиеся в одно слово: возмездие. Не-мир мстит миру за то, что мир не похож на него.

17. Притчей о Лазаре, однако, не исчерпывается очередное поучение Иисуса, вслед за нею он еще раз пинает мир, на сей раз как бы исподтишка:

"невозможно не придти соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят" (Лука 17: 1).

Иными словами: мир фатален; его идеологи, соответственно, враги не-мира, непреходящи; кары им не избежать. Все это не что иное, как манифест с объявлением перманентной войны, когда война как абстракция присутствует всегда, а ее конкретизация в лице поименованных врагов поставлена в зависимость от требований момента. Вне всяких сомнений — удобно, выгодно, надежно. [Но и — безнадежно для тех светлых умов, которые свято верят в окончательную победу "Добра" над "Злом" в рамках христианской доктрины. Такая победа в этих рамках даже не предполагается.]

Непосредственно к этому общему положению примыкает его приложение, преподанное Иисусом в виде наставления ученикам касательно того, как им вести себя по отношению к миру:

"Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»?
Напротив не скажешь ли ему: «приготовь мне поужинать и подпоясавшись служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»?
Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю"
(Лука 17: 7-9).

Видимо, не столько душеспасительные, сколько душеполезные речи. И характерно, что как только дело дошло до социально-экономической иерархии, логика Иисуса, мигом забыв о пластичности, стала жестко прямолинейной, и "последним" недвусмысленно было указано на их место у параши. [Поскольку религиозники наверняка, ввиду беззастенчивого буквального смысла этих куплетов, будут настаивать на их исключительно символическом толковании, вот им, навскидку, наиболее возвышенный его вариант: сие — проявление неусыпной заботы "Господа" о душах своих овечек, которые, сколько бы ни напрягались во славу его и сколько бы ни истощились в этом напряжении, все равно, в любом случае, несмотря ни на что, потрудившись для него в одном, тут же должны начать трудится в другом. Ибо только в этом случае их, возможно, будет ждать награда — лежка по соседству с Авраамом и далее по списку. Аминь.]

18. Продолжая свой путь в Иерусалим и находясь между Самариею и Галилеею, Иисус, спрошенный фарисеями, когда придет "Царствие Божие", отвечал им:

"не придет Царствие Божие приметным образом,
и не скажут: «вот оно, здесь», или: «вот оно, там». Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть"
(Лука 17: 20-21).

Разумный пиар. Указать признаки "Царствия Божия" — значит, взять на себя ответственность, не указать — значит, выказать слабость, неосведомленность. Правильный вариант — уйти от ответа таким образом, чтобы этот уход тем не менее выглядел как ответ. Более того, избран такой именно вариант, при котором ответственность возлагается на всех, кроме Иисуса, а поскольку это ответственность неизвестно за что, то играть на ней (равно как в положении "выкл." — игнорировать) можно сколь угодно долго — что и требовалось доказать. Чистая работа, объект эксплуатируется и по сей день.

19. Далее находим непременное "Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее" (Лука 17: 33) и не менее непременное: "нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, // и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной" (Лука 18: 29-30) — и ничего, кроме как в этих схемы укладывающееся (вернее — их реализующее), более не находим. И потому прощаемся с Лукой.


назад окончание


НАВЕРХ