А н д р е й   М а д и с о н


О Т   М А Р К А

Марково "благовествование" содержит всего один оригинальный момент, интересный для темы мирского—немирского, а именно: находясь в лодке, Иисус поучал неких людей, расположившихся на берегу,

"И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он;
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно на колосе;
когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим его?
Оно — как зерно горчичное, которое когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
А когда посеяно, исходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные"
(Марк 4: 26-32).

Во-первых, та же примерно — и за несколько веков до Иисуса — мысль, но гораздо более глубоко, изящно и лапидарно, была высказана Лао-цзы: "Невыразимое в словах, неистощимо в действии". Во-вторых, через семя, его рост и последствия этого роста можно представить любую типичную экспансию-колонизацию времен античности и средиземноморского пространства: что греческую, что финикийско-карфагенскую, что особенно римскую: от urbi до orbi. Не-мир орудует в мире теми же методами: дайте увязнуть коготку и т. д. В-третьих, из вредности можно было бы отвлечься от размера горчичного зерна, что навязывается, а сосредоточиться на самостоятельном вкусе плода из него или его функции (приправа) — да неохота. В-четвертых, эта глубокомысленная притча предваряется еще одной, финал которой звучит так: "А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают…" (Марк 4: 20). Поскольку Иисус обращается к аудитории, которая не знает, что такое аргументы и контраргументы, он пользуется удобопонятным для нее (нет никаких противопоказаний тому, что и для него тоже) языком поощрений и наказаний: "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу" (Марк 4: 22). Это предлагается, имея уши, слышать. Трудно отказаться от искушения предположить, что лучше всего слышны подобные угрозы, когда уши на спине. И вполне кстати к ним будет исходный мальчик — яко он как раз из детей, которым-то и легче всего — благодаря ушам на спине! — угодить в "Царство Божие".

Более в "Евангелии от Марка" глазу не за что зацепиться.


назад продолжение


НАВЕРХ