А н д р е й   М а д и с о н


Р У С С К А Я   У С А Д Ь Б А:
П О Э Т И К А   И   П О Л И Т И К А



Собственно, это не исследование, а расследование. Дрючка, а не штучка.

Андрей Мадисон

Два разговора
Как непосредственный комментарий к "По поводу Ирака"

Без преамбул и выводов. Разве что якобы оные: потому что разговоры глянулись не просто единичными, но характерными.

Первый. Мужик, прежде лабух в ходовом группешнике из числа музыкальной обслуги, теперь православный, вместо групешника (вычеркнут из биографии) - община, чтение религиозно-философской литературы, сочинение квазимузыки на квазирелигиозные поэтические тексты (Бродский, Седакова). При этом: взрослая дочь вся в телеке, сын шарит по инету в интересах развлекухи, жена просто зарабатывает.

Зашел спросить Б.Поршнева и М.Мамардашвили. Поршнева я ему подарил, Мамардашвили сразу не нашел, его вопрос:

- Чего такой невеселый?

- Нет оснований. Читаю сериозное. (Мао Цзэ-дуна "Шесть военных произведений"). И вообще - война в Ираке.

- Надо радоваться.

Это, конечно, конспективно, опуская частности (напр., он воззвал к церкви, я обозвал ее "гранфаллоном", он не знал такого слова, пришлось объяснить). И потому сразу - якобы выводы. Установка на радость - это, вне сомнений, установка на идиотию, идиотизм. Как в современном, клиническом смысле слова ("наиболее тяжелая форма умственного недоразвития, олигофрении"), так и исходном, древнегреческом его смысле ("идиот - у древних греков человек, не принимавший участия в государственных делах", т.е. не способный мыслить и артикулировать себя в общественно-политических терминах, вечный инфантил). Обе эти категории людей объединяет бесплодие, импотенция: первые импотенты физиологические, вторые - политические. С точки зрения как государственного (то же - антигосударственного) строительства - речь, понятно, о вторых, - представляют собою чистый балласт вроде песка или щебня. При случае, однако, могут утянуть на дно; если же не ждать случая, то проблема освободиться от опасной их концентрации досрочно - вполне реальная проблема.

Что касаемо радости, то радоваться куда как радостнее без установок.

Второй разговор, на следующий день после первого. Собеседник - художник, небедный, армянин, почти истерическим криком:

- Поскорее бы раздолбали этого урода Хусейна, этих чучмеков, этих чурок! Мусульмане - они нас всех перережут! Ненавижу советскую власть! Если бы опять был 1991 год, я бы опять и т.д.

Оставляю без якобы комментариев и якобы выводов. Кроме якобы одного: линия "антикоммунизм - либерализм - поддержка Штатов в их агрессии против Ирака" представляется последовательной, иные варианты (они есть) свидетельствуют о том, что их носители не сумели, говоря китаически, "выпрямить свою линию".

Собственно, это проблема чуть ли не всех, кто сейчас живет в России и самой ее тоже: отсутствие прямых линий. Когда они появятся, тогда и начнется настоящая жизнь.



НАВЕРХ