А н д р е й   М а д и с о н


Д В А   Р А З Г О В О Р А



Как непосредственный комментарий к «По поводу Ирака»

Без преамбул и выводов. Разве что якобы оные: потому что разговоры глянулись не просто единичными, но характерными.

Первый. Мужик, прежде лабух в ходовом группешнике из числа музыкальной обслуги, теперь православный, вместо групешника (вычеркнут из биографии) — община, чтение религиозно-философской литературы, сочинение квазимузыки на квазирелигиозные поэтические тексты (Бродский, Седакова). При этом: взрослая дочь вся в телеке, сын шарит по инету в интересах развлекухи, жена просто зарабатывает.

Зашел спросить Б.Поршнева и М.Мамардашвили. Поршнева я ему подарил, Мамардашвили сразу не нашел, его вопрос:

— Чего такой невеселый?

— Нет оснований. Читаю сериозное. (Мао Цзэ-дуна «Шесть военных произведений»). И вообще — война в Ираке.

— Надо радоваться.

Это, конечно, конспективно, опуская частности (напр., он воззвал к церкви, я обозвал ее «гранфаллоном», он не знал такого слова, пришлось объяснить). И потому сразу — якобы выводы. Установка на радость — это, вне сомнений, установка на идиотию, идиотизм. Как в современном, клиническом смысле слова («наиболее тяжелая форма умственного недоразвития, олигофрении»), так и исходном, древнегреческом его смысле («идиот — у древних греков человек, не принимавший участия в государственных делах», т.е. не способный мыслить и артикулировать себя в общественно-политических терминах, вечный инфантил). Обе эти категории людей объединяет бесплодие, импотенция: первые импотенты физиологические, вторые — политические. С точки зрения как государственного (то же — антигосударственного) строительства — речь, понятно, о вторых, — представляют собою чистый балласт вроде песка или щебня. При случае, однако, могут утянуть на дно; если же не ждать случая, то проблема освободиться от опасной их концентрации досрочно — вполне реальная проблема.

Что касаемо радости, то радоваться куда как радостнее без установок.

Второй разговор, на следующий день после первого. Собеседник — художник, небедный, армянин, почти истерическим криком:

— Поскорее бы раздолбали этого урода Хусейна, этих чучмеков, этих чурок! Мусульмане — они нас всех перережут! Ненавижу советскую власть! Если бы опять был 1991 год, я бы опять и т.д.

Оставляю без якобы комментариев и якобы выводов. Кроме якобы одного: линия «антикоммунизм - либерализм — поддержка Штатов в их агрессии против Ирака» представляется последовательной, иные варианты (они есть) свидетельствуют о том, что их носители не сумели, говоря китаически, «выпрямить свою линию».

Собственно, это проблема чуть ли не всех, кто сейчас живет в России и самой ее тоже: отсутствие прямых линий. Когда они появятся, тогда и начнется настоящая жизнь.



НАВЕРХ