А н д р е й   М а д и с о н


В О Ц И Р К О В Л Е Н И Е - 2


От редакции:
Мнение нашего читателя иер. Фофанова Алексия, опубликованное в прошлом номере, о статье «Воцирковление» («На дне», № 5, 2002) не осталось без внимания ее автора.

Во-первых, хочу поблагодарить иер. Алексия Фофанова за проявленное ко мне внимание. Во-вторых, по существу.
В своем тексте я писал об апломбе, присущем христианам (который идет от поползновений на вселенское господство их религии — параллельных, правда, ползанию перед властью государственной). И вот — человек-христианин решает за меня, где я бывал, а где не бывал, о чем я могу, а о чем не могу свидетельствовать.
Я писал о том, что вся моральная аргументация церкви глубоко вторична по сравнению с главным в ее деятельности — контролем и финансами. И вот — человек-христианин определяет, что только будучи «в Церкви», то есть под ее контролем, я имею право что-то говорить о ней.
Я говорил в своем тексте о том, что рыночному обществу соответствует рыночная религия, — и человек-христианин подтверждает мои слова рассуждением о том, где и какой религиозный товар выгоднее продавать (предлагая мне заодно озаботиться решением маркетинговых проблем христиан).
Я писал, что (если она, конечно, вообще была!) в современной религии напрочь отсутствует трансценденция, а ее отсутствие прикрывается обильной цитацией «авторитетов» — и человек-христианин, как бы отмежевавшись от тощих книжек христианства, тут же предлагает обратиться к книжкам тучным, будто в них сказано нечто принципиально иное сравнительно с тощими. Ничего подобного, сказано ровно то же самое — аккуратно в рамках корысти, агрессии и нетерпимости. К сему цитатка из моего исследования, которого, пытаясь блеснуть сарказмом, так домогается А. Фофанов:

«К известному по Матфею (Матф. 10: 9–15) наставлению апостолам у Луки имеется следующая добавка:
«се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лука 10: 19–20),

Исключительно важные в пропагандистском смысле слова: Иисус гарантирует слугам не-мира, в ответ на любые насильственные их действия, полную безопасность от противодействий мира. Ясно, что спектр применимых к ним толкований, считай, безразмерен: от буквалистского до совершенно спиритуалистического — что важно как уловка для церковников, но как суть — не важно; не имеют серьезного значения и результаты проверки этих слов на фальсифицируемость, ибо главное в них — абрис поведенческой схемы: давите гадов конкретно и за это будете вознаграждены символически.
Иными словами, диалог между миром и не-миром невозможен в принципе, а принцип сообщительности таков: либо мир беспрекословно подчиняется не-миру, либо, если нет, он змей и скорпион — с помянутыми вытекающими последствиями.
Схема крайне удобна в применении, поскольку освобождает реализующих ее акторов от рефлексии, в том числе и за счет затушевывания корыстного ее элемента («написаны на небесах» — это, конечно, должно восприниматься принципиально иначе, чем, например, «30 сребреников»). Как порождающая модель, она годится и для так наз. «священномучеников», и для инквизиторов — без разницы.
И последнее. Я писал, что все их, христиан, назидания известны заранее, как пронумерованные анекдоты. Текст иер. А. Фофанова — лишнее тому подтверждение (и потому лично к нему — никаких претензий). У христиан нет не только нового неба и новой земли, но нет даже новых слов о них. Рутина, рутина и, судя по однообразному развитию событий, еще много раз рутина. Но отнюдь не бесконечно много: кто пророчит конец света, тому он и настанет.



НАВЕРХ