А н д р е й   М а д и с о н


М О Л О Д Ы Е   М О Л О Т К И

Хочешь, бей, хочешь, куй…


Пелась по радио и на массовках в некие, теперь уже плюсквамперфектные времена, такая (типа с воодушевлением) завлекательная песня: «Коммунизм — это молодость мира и его возводить молодым!» С глубоким подковерным смыслом: пусть вкалывает молодежь, а я (зав завыч по идеологии), пока она, значит, карячится, честно отдохну. Или вот Адольф Шикльгрубер, тоже не дурак поиграть прелестями (усики, челка, ручка вверх), начинал с любви к молодым штурмовикам, а кончил страстью и вовсе к гитлерюгенду, который дох пачками, лишь бы продлить его агонию. Иисус Христос, никак не последний из первых пиарщиков, благовестил про полных уже малолеток, что им и только им достанутся лучшие места в картинке мира, которую он нарисовал. Апофеоз этого благовествования пришелся, надо понимать, на крестовый поход детей — с известным, весьма прискорбным для детишек, итогом его. В предпоследний раз, чтоб не завязнуть в истории вопроса, задор молодости по полной программе использовали агенты СПС перед думскими выборами в 1999-м: напялили на мальчиков и девочек майки с надписью «Ты прав!» и водили их на разные развлекательные мероприятия, чтоб выработать у них рефлекс: «Чайф» — значит, СПС.

Ну а последняя по времени попытка разработать молодежную тематику приходится на кампанию-компанию под собирательным псевдонимом «Идущие вместе». Тут тоже налицо: опознавательные майки — с наглядным ненаглядным лицом, шутки в сторону, любимого президента, и очевидная «невидимая рука», которая водит этими ребятками — то подкидывая им бабок, чтоб они съехались в центр Москвы проскандировать хором вслед за солистом заранее подготовленные слова, то указуя им пристать к какой-нибудь оппозиционной манифестации, чтоб намеренно глумливо обсмеять ее.

Не нужно сильно напрягать воображение, чтобы внятно представить себе, кем вырастут эти славные юноши и девушки. Потому что продажность и предательство — это без пяти минут однокоренные слова.

В театре политической жизни им отведена роль «пробников», т. е. жеребцов, которые своими ужимками и прыжками разгорячают настоящих, но медленно запрягающих самцов-производителей, дабы те, насмотревшись на них, вошли в раж и уж запиндюрили как оно надо. Ровно та же схема отрабатывалась и, например, в драках «стенка на стенку»: начинал молодняк, а заканчивали, отодвинув мальцов в сторону, настоящие битюки.

Однако из истории известно, что схемка эта работает с исключениями. Вроде известной «Молодой гвардии», книжку о которой Фадееву пришлось переписывать, дабы, по тонкому намеку главного читателя страны, изобразить руководящую и направляющую роль старших товарищей в деле осуществления младшими и т. д., равной не 50, а всем 100 процентам. Теперь вот оказалось, что не было даже и 50 процентов.

Собственно, в эти углы зрения, т. е. говоря отшень высоким штилем — креационистский и естественно-эволюционнный, и стремится интерпретация двух практически одномоментных (оба — 30 октября с. г.), но разноместных и разных по резонансу молодежных событий: состоявшегося рыночного погрома в московском Царицыно и мгновенно скрученной демонстрации антиглобалистов в Туле.

Я не собираюсь судить-рядить, кто там именно стоял за спиной молодцов, которые крошили в Царицыно кавказцев, афганцев — и русских под горячую руку. В прежние времена, если прибегнуть к аналогии, не имеющей, конечно, никакой юридической силы, науськиванием занималась охранка (Горький, например, очень внятно живоописал генезис данного явления в «Истории ненужного человека»).Сейчас уже известно, что поиск возможных зачинщиков побоища прекращен. Хотя, чисто житейски, очевидно, что они есть: юные башибузуки в массовом порядке разбираются только со сверстниками, т. е. с теми, кого «мочить» у них есть доступная их пониманию и реальная на уровне этого понимания мотивация. И следовательно, помянутая аналогия если и не цветет, то чем-то — паленым или гнилым — точно пахнет.

Совсем другая история — тульская. Там имело место положенное по закону оповещение властей за 15 дней до самого мероприятия. Однако митинг они — руководствуясь, видимо, сообразительностью свыше — тем не менее не разрешили. В результате ребята собрались самочинно, подожгли крохотное — пропорционально, по их мнению, масштабам личности — чучелко Германа Грефа — и тут их мгновенно частью разогнали, а частью повинтили, с особым пристрастием отнесясь при этом к лозунгам протеста против вступления России во Всемирную торговую организацию («ВТО — нищая Россия!»).

Нет сейчас в России такой взрослой организации, которая бы собрала на митинг протеста (т. е. — неоплачиваемый деньгами или привилегиями) кого-либо, кроме пенсионеров (даже вечно молодой Анпилов обречен выступать пред ними одними). Следовательно, имела место явная молодежная самодеятельность. Если запрещать, разгонять и загонять ее, трахая, в подполье, она выйдет из него (девять у. е. времени спустя) революционной партией — просто по закону природы.

Ибо деятели, введшие моду на возрождение России образца «до 1917 г.», уверяя, что те филейные, по их бессомнению, кусочки, которые они вырезают из ее истории, суть вся эта история — они или сами не ведают, что творят, или делают на истории обычный гуманитарный бизнес («сначала скачем, потом плачем»). Нехай. В порядке экстремального эксперимента возьмем да предположим, что вырезанные ими куски не только не мертвечина, но еще и способны к регенерации, т. е. предположим чудо. Все равно, если хотя бы имитировать при этом правдоподобность, в нервах, отрезанных по-живому, фантомной болью обязаны остаться — в том числе и разгоны мирных демонстраций, и попустительство погромам. Итого: «возрожденцы» занимаются тем, что последовательно волокут в сегодня наряду и заодно с любезными им концентрацией капитала, имущественным и социальным размежеванием, оцерковливанием и свободным дрыгоножеством — подготовку новой революционной ситуации.

Реченное не имеет отношения к запугиванию (хотя изображать испуг, конечно, не запретишь). Пугают как раз разные те , что тянут Россию в ВТО — и пугают, в частности, тем, что у нас будто бы перманентно производятся одни «родные чушки» — и более ничего, а если не вступим в ВТО, то, кроме «чушек», никогда и не будет производиться, зато как вступим, так ого-го — сразу «рекой хлынет» зарубежный и, значит, настоящий товар, конкуренция с которым немедля придаст смысл пустой без и до этого жизни (см. «Известия» от 2.10.01, опус под названием «Театр антиглобализма»).

В связи с чем я позволю себе еще одну и опять никчемную аналогию. В начале 70-х у меня было энсколько довольно близких знакомых среди разных там «Веселых ребят» и «Самоцветов». Играя известно что и известно на чем, а дома слушая под коньячок Yes, Jethro Tull и King Crimson, они, хорошо помнится, хорохорились: вот будет у нас аппарат навроде ихнего, мы тоже такое сыграем… В результате ничего такого ни они, ни их сменщики, несмотря на какой угодно аппарат, и близко не сыграли. И не потому, кстати, что у всех у них поголовно кишка оказалась тонка, а потому что — я в этом стопроцентно убежден — парадигма рок-музыки легла в стороне от парадигмы русского менталитета, сколько бы ни тянули его к ней за уши. Между тем многие из этих людей ходят теперь — исключительно здесь и по причинам, слабо связанным с искусством («Аквариум» — это образ жизни») — в «рок-звездах». Там же их продукт как был, так и остается абсолютно неконкурентоспособным.

Параллельно. В Новгороде живет такой человек — Владимир Поветкин. По найденным археологами останкам древнерусских гуслей он реконструировал не только сами эти инструменты, но и музыку, которая на них игралась. Я ее слышал в его, понятно, исполнении — это едва ли слабее, чем кримсоновский «Starless». Но никакого резонанса она не имеет, записей — нету, судьба очередного Левши — считай, практически обеспечена.

Зато идеологи мягких диванов «мада ин Канада», которые кроют ими «родные чушки» — и будьте уверены, поветкиных в их числе — они сейчас на коне. Точнее, на «мерсе». А если совсем точно — то на «Бе-52».



НАВЕРХ