А н д р е й   М а д и с о н


Е В Р О Р Е  М О Н Т:   U B E R   A L L E S



Начну с некогда осмеянной («грядущий хам»!), а ныне вознесенной превыше пирамид и александрийских столпов — бытовухи. То есть, миллион пардонов, Глубокоуважаемого Быта. Высочайшей сферы, где после обмена самостей на суммы, происходит дальнейший обмен сумм на сумки, полные объектов самых сокровенных желаний и трепетных вожделений.

Короче, из области личных впечатлений. С декабря 2000 года я стал обладателем московской квартиры (до этого, после репатриантства из Эстонии, была практически нежилая избенка на Ярославщине, потом — фактическое бомжевание в Москве, еще потом — съемная в ней же квартира). Событие, так сказать, и на самом деле — событие. Но я поминаю его как необходимую преамбулу к привходящим обстоятельствам, не более. Ибо начиная со дня вселения и по сей день в квартире не было тишины — с любых сторон в нее несся и несется рев стенобитных дрелей и грохот молотков: куют, хо-хо, орало. Оное «орало» и есть разом и помянутые «привходящие обстоятельства», и тот самый евроремонт, который вынесен в заголовок. Евроремонт — и несть ему конца. Род высокой болезни по имени паранойя, как мне, выродку и отморозку, кажется.

Люди выхолят свои квадратные метры — за счет порухи чужого покоя, поставят посреди них телевизор и уткнутся в сериалы с рекламой поджопников (пардон, подгузников). Я так это вижу.

Но евроремонт — тоже преамбула, хотя и метафорическая. Ибо настоящая речь пойдет о деле большого счета — о месте России в мировой цивилизации, или, согласно нынешней табели о рангах, о ее месте относительно единственно возможной цивилизации — европейской (она же — американо-европская).

История поисков Россией этого места столь почтенна, что я не стану тревожить ее седины и залысины: куаферству просто конца не будет. Поэтому — только о последних достижениях, которые вкратце таковы: Россия — европейская страна, а Европа — дом России. Этот тезис власти РФ заявляют на словах и отстаивают, что самое главное, на деле.

С декларирования ровно того же — «oleme eurooplased» — «мы — европейцы» — начинали свою свободу и независимость эстонцы, вдохновленные перестроечной дармовщиной, и превратили под этим лозунгом, получив все, что хотели, живущих в Эстонии русских в тупиковую ветвь человечества. Это — к слову. А к делу вот что.

У всякой власти есть идеологическая обслуга — как казеннокоштная, так и вольно, «по зову сердца» говорящая. Для первой из них сгодится первая римская сентенция, посвященная покойникам: или хорошо, или ничего. Для второй, соответственно, вторая: или ничего, или правду. Потому что наемные демагоги — они по определению демагоги, с их привязкой нет проблемы. А вот добровольные — совсем иная стать, они, если их привязать к власти, пожалуй, не то что обидятся — благородно вознегодуют. Ибо формально их услуги властью не оплачиваются, и значит, формально они — сплошной «зов сердца» и sancta simplitas.

Но ходить, не оставляя следов, они все-таки не умеют. Более того, оставлять следы — их профессиональная обязанность. Ибо все они чего-нибудь да исследователи. А то, о чем речь шла выше, является либо побочным результатом их исследований, либо существует на правах хобби. Опять же строго формально.

И опять же короче: некий благополучный, прежде советский, а ныне российский ученый, доктор наук, академик и лауреат премии Ленинского комсомола, живущий с некоторых пор в опять же благополучной Вене, Сергей Аверинцев решил просветить Западную Европу насчет кровного родства ее культуры с культурой российской. Случилось это в Йене, на каком-то культурологическом сейшене под названием «Неделя интеграции европейских культур», в подтверждение своих наработок академик цитировал Жуковского, Пушкина, Тютчева, Чаадаева, Гоголя, Достоевского и др., а связующей Европу с Россией «кровью» назвал, естественно, любезное ему христианство (см. «Независимую газету» от 10.10.01).

Вариант номер один — рассмотрим все по порядку. Во-первых, отметим удивительную актуальность демарша Аверинцева. Во-вторых, теперь уже заметим, что подверстывая Россию к Европе именно сейчас, академик фактически подверстывает ее к Америке, поскольку никакой самостоятельной политики (и культуры, в общем, тоже) у нынешней Европы нет. А уж после 11 сентября она ведет себя просто как вассал Штатов. В-третьих, мотивируя общность христианством, Аверинцев должен вроде бы знать, какова цена и каков характер этой общности.

Как ученый, если, конечно, он выступает как ученый, он должен знать, что христианство зародилось на азиатской территории, в римской провинции Иудее. И что его первоначальное движение шло строго в границах Римской империи, равно как в ее европейские, так и в африканские (откуда вышел, например, Августин Блаженный) провинции. И будь, Иудея, например, частью Парфянского царства (ничего невероятного)… То бишь, никакого (божьего) предопределения в этом движении не было — чисто светская, условная мотивировка. Вполне типа слива всех кочевников в Великую степь, как его описал Л. Н. Гумилев.

Русь к этому движению не имела — за полным себя отсутствием — никакого отношения. А христианство, как результат отнюдь небескорыстного выбора, позаимствовала у Византии, а потом утверждала его на своей территории со степенью жестокости, о которой можно только догадываться, поскольку ни своего Солженицына, ни медийных масс, на него работающих, у так наз. «язычников» не было: «погибоша аки обре», что натурально позволяет предположить, что противившихся центральной власти, христианство насаждавшей, вырезали целыми племенами. И т. д.

Академик Аверинцев, бывало, специально и настоятельно подчеркивал, что храмы древних греков («язычников»!) пропахли кровью от постоянно приносимых в них кровавых жертв. Неплохо бы ему, когда он с пафосом провозглашает единство на христианском субстрате европейской и российской культур, иметь в виду — и внятно артикулировать! — что это единство скреплено в том числе и кровью жертв экспансии христиан. Но он так не делает.

Он предпочитает культурно цитировать культурных Тютчева и Достоевского — и именно потому, что товар должен гармонировать с оберткой. А обрамляющие и орнаментальные цитаты как раз и есть обертка текста.

Я не знаю, что именно там цитировал Аверинцев, газета не побаловала разверткой перечня. Но я знаю, что у людей, которые наплодили много слов, легко можно найти самые разные высказывания (той же Библией можно и оправдать и облажать все что угодно). Беру, например, Тютчева, нахожу ровно через минуту тридцать секунд: «Как перед ней (цивилизацией. — А. М.) не гнитесь, господа, // Вам не снискать признанья от Европы: // В ее глазах вы будете всегда // Не слуги просвещенья, а холопы». И т. д.

Как ученый, Аверинцев должен понимать, что произвольный набор цитат ровно ничего не доказывает. Если что-то кому-то чего-то и доказывает, то последовательная, «неумолимая» логика. Зато набор специально подобранных у «звезд культуры» цитат классно выполняет задачу комплиментарную, сервильную — а уж по отношению к кому конкретно, это грамотный серв лучше всех знает сам. Он будет апеллировать, например, к богу — оно разом и совсем возвышенно и, опять же, вполне культурно.

Наряду с, так сказать, интровертной демагогией существует, в отношении дополнительной к ней дистрибуции, и демагогия экстравертная.

Таков, в смысле экстравертен, другой доброволец (доброволица) пропагандистского фронта, булгаковед (булгаковедица) Мариэтта Чудакова: отметившаяся в 1996 году призывом к Ельцину срочно выплатить сполна пенсии старушкам, чтобы он на их голосах объехал Зюганова, она и теперь не стесняется прямо называть настоящий адресат своих неустанных забот о процветании России: «Президенту недурно было бы — хотя бы устами пресс-секретаря — намекнуть кое-что насчет речей губернаторов» — маститый литературовед (литератороведша) имеет в виду, что перечисленные поименно ею губернаторы высказались после 11 сентября недостаточно проамерикански («Новая газета» от 8.10.01).

Эти двое, а имя им — если не полк, то батальон — числятся по ведомству «цвета русской интеллигенции», кандидатов в «совести русской нации». «Хорошо-то как!» — вот что невольно наворачивается на язык, созерцая их зрелище! Вместе, конечно и прямо безусловно, с законной гордостью за то, что благодаря им, мы тоже являемся европейцами!

Однако на всякий случай не забудем и про вариант номер два. Он вкратце таков. Из правильных посылок сверху внизу сделали правильные выводы. И вот по каждому дому идет комиссия с целью выявить и примерно, по-христиански наказать всех, у кого не сделан евроремонт.

Добровольные демагоги, понятное дело, ни при какой погоде не несут ответственности за подобное развитие событий.



НАВЕРХ