Ю р и й   И щ е н к о



Н Ы Р Я Л Ь Щ И К И

Пьеса в двух действиях

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

сцена первая:

Набережная в граните: высокий парапет, потрескавшиеся ступени лестницы, снизу их лижут волны. Полумрак. Надо упомянуть — вода в реке обязательно настоящая.
Набережную украшает пара старых черных лип с остатками мокрой листвы на коротко обрезанных сучьях. Сильно и гулко задувает ветер. В низком., из любого подходящего материала, небе движутся тяжелые мрачные тучи, а иногда проглядывают яркие звездочки, и то оскалится, то сожмет узкие челюсти багровый полумесяц.
На набережной появляется парень. Ему около тридцати, одет во что попало, но бывшее когда-то дорогим и модным. Например, на нем свободный пиджак или длиннополое пальто. За спиной качается тяжелая кожаная сумка.
Парень никуда не спешит и не направляется, просто бредет, иногда приостанавливаясь и засматриваясь на реку за гранитным парапетом. Из кармана пальто или что там на нем достает бутылку — лучше бы тривиальный коньяк — и делает глоток.
ПАРЕНЬ: ОХ, КАКОЕ МЕРЗКОЕ ПОЙЛО. НО ВСЕ-ТАКИ ПРИЯТНОЕ. БЕЗ АЛКОГОЛЯ ЗДЕСЬ НЕЛЬЗЯ. КРУГОМ. БЛИН. ВОДА ИЛИ ГАДЫ КУСАЧИЕ ПОЛЗАЮТ. НАДО ЧЕМ-ТО ДУШУ ГРЕТЬ. А ОСЕНЬ НЫНЧЕ ХОРОША, ХОРОША. ТАКАЯ ЗЛОБНАЯ, СТЫЛАЯ, С ВЕТЕРКОМ. И МЕСТЕЧКО ТУТ ПОДХОДЯЩЕЕ, УЮТНОЕ...
Он хочет спуститься по ступеням вниз, но что-то его удерживает. Смотрит на воду, отворачивается, снова смотрит. Передергивает плечами. Делает глоток из бутылки. Затем снимает с плеча сумку, она тяжело ударяется об брусчатку, а парень ищет в карманах сигареты. Закуривает. Садится на свою сумку.
Появляется девушка, без особых примет, тоже неспешно идет вдоль парапета. Увидев незнакомого мужчину, замедляет шаги, потом идет быстрее, и отдалившись от сидящего парня, останавливается в раздумье, лицом к воде.
ПАРЕНЬ: ЗАБЛУДИЛАСЬ, КРАСОТКА?
ДЕВУШКА: ОТСТАНЬТЕ ОТ МЕНЯ!
Она одним прыжком вскакивает на парапет и прыгает вниз, в воду, подняв каскад сверкающих под электрическим светом брызг. И тишина.
Парень не сразу понимает, что произошло. После заминки, с сожалением затянувшись, бросает сигарету, вскакивает на ноги и склоняется над парапетом.
ПАРЕНЬ: ЭЙ, ПОДОЖДИ, КРАСОТКА !..
Он оглядывается — никого. Громко бормочет " что еще за ерунда...подлость в чистом виде...", и тоже прыгает в воду с парапета, как есть: в верхней одежде и головном уборе /лучше бы в кепке/.
Плеск, брызги, шумное фырканье. Судя по звукам, он многократно ныряет. Затем он с трудом выволакивает девушку по ступеням наверх, на брусчатку набережной, сам тяжело дышит. Пытается расстегнуть на ней одежду, но девушка пребывает в сознании и встречает его попытку градом ударов и оплеух. Он вскакивает на ноги, девушка с трудом садится, выплевывает струю воды.
ПАРЕНЬ: ТЫ ЗАЧЕМ НЫРЯЛА? ДУМАЕШЬ, ЛЕГКО БЫЛО ТЕБЯ СО ДНА ТАЩИТЬ?
ДЕВУШКА: ОТВЯЖИСЬ.
ПАРЕНЬ: СВОЛОЧЬ ТЫ НЕБЛАГОДАРНАЯ, А ВОВСЕ НЕ НЕСЧАСТНАЯ УТОПЛЕННИЦА! ТАКУЮ ХОРОШУЮ НОЧЬ МНЕ ИСПОРТИЛА! ТЕПЕРЬ ВОТ МОКРЫЙ Я СОВСЕМ. КУДА ПРИКАЖЕШЬ ИДТИ?
Девушка молчит. Парень роется в карманах пальто, с радостью на лице вынимает уцелевшую бутылку. Зубами откупоривает ее и делает глоток. Протягивает выпивку девушке, она тоже немного отпивает.
ПАРЕНЬ: ГРЕЕТ?
ДЕВУШКА: ДА.
ПАРЕНЬ: ТЫ ЗАЧЕМ ПРЫГАЛА?
Девушка отмалчивается. Он садится рядом с ней, на торчащие корни старой липы. Снова по очереди прикладываются к бутылке, парень отбрасывает опорожненную посуду.
ДЕВУШКА: ТЫ В ЭТОМ МЕСТЕ ЖДЕШЬ КОГО-ТО?
ПАРЕНЬ: НЕТ.
ДЕВУШКА: А ЕСЛИ Я ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ПОПРОШУ, ТЫ УЙДЕШЬ?
ПАРЕНЬ: И НЕ ПОДУМАЮ. ЭТО МОЕ МЕСТО.
ДЕВУШКА: КАК ЭТО ТВОЕ?
ПАРЕНЬ: Я ТУТ ДАВНО ГУЛЯЮ. ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ ЗДЕСЬ БЫЛО, ПЕРВЫЙ ПОЦЕЛУЙ ЧУТЬ ПОЗЖЕ ТОЖЕ ЗДЕСЬ. ДАЖЕ ПЕРВЫЙ СЕКС — НА ЭТИХ ВОТ СТУПЕНЬКАХ. ЕСЛИ ЗАДУМАТЬСЯ, ЭТО МОЕ САМОЕ ВАЖНОЕ И РОДНОЕ МЕСТО. ДА ЧЕГО ТАМ ГОВОРИТЬ , МОЯ ОТЧИЗНА!
ДЕВУШКА: НАВЕРНОЕ , ТВОЙ ДОМ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ, ДА? И ЭТИМ ВСЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ.
ПАРЕНЬ: ОПЯТЬ ТЫ ХАМИШЬ.
Девушка встает с брусчатки, злобно пинает кожаную сумку парня и со стоном прыгает на одной ноге.
ДЕВУШКА: ЧТО У ТЕБЯ В СУМКЕ? КИРПИЧИ?
ПАРЕНЬ: КАМНИ.
ДЕВУШКА: ЗАЧЕМ? БУДЕШЬ ИХ В КОРАБЛИ НА РЕКЕ ШВЫРЯТЬ? ЧЕРТ ВОЗЬМИ, Я ВСЕ ПОНЯЛА: ТЫ И САМ ПРИШЕЛ ТОПИТЬСЯ, А Я ТЕБЕ ПОМЕШАЛА.
Парень молчит. Подбирает пустую бутылку и кидает ее в реку.
На реке раздается какой-то шум. Внезапно из-под волн вырастает гигантский костлявый плавник, а за ним хребет и хвост большущей рыбины. Плеск, брызги, рыбина пропала.
ДЕВУШКА: ЧТО ЭТО?
ПАРЕНЬ: НА НЕРЕСТ РЫБКА ПОШЛА. ВРОДЕ БЫ ЭТО ЛОСОСИХА БЫЛА, САМКА ЛОСОСЯ.
ДЕВУШКА: ВРЕШЬ!
ПАРЕНЬ: ВОТ ВСЕ ВЫ ТАКИЕ, ЖЕНЩИНЫ. САМА ЖЕ ВИДЕЛА РЫБУ, САМА СПРОСИЛА, А ТЕПЕРЬ НЕ ВЕРИШЬ. Я ВРУ ИЛИ РЕКА ВРЕТ? ИЛИ БУТЫЛКА, ИЗ КОТОРОЙ ТЫ ПИЛА?
ДЕВУШКА: ТЫ ЗА ЧТО ДЕВУШЕК НЕНАВИДИШЬ?
ПАРЕНЬ: Я НЕ ЗНАЮ, КАК Я К ДЕВУШКАМ ОТНОШУСЬ. ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КАК НАДО К НИМ ОТНОСИТЬСЯ. ПОНИМАЕШЬ?
ДЕВУШКА: НУ, Я ТОЖЕ НЕ ЗНАЮ, ЧТО ДОЛЖНА ДУМАТЬ ПРО МАРСИАН. ТЫ ИЗ-ЗА ЧЕГО ТОПИШЬСЯ?
ПАРЕНЬ:А Я НЕ СКАЗАЛ, ЧТО СОБРАЛСЯ НЫРЯТЬ.
ДЕВУШКА: ТЫ РАССКАЖИ, СРАЗУ ЛЕГЧЕ СТАНЕТ.
ПАРЕНЬ: ТЫ ЛЮБИШЬ СЛУШАТЬ ИСПОВЕДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ? ЭТО ТЕПЕРЬ РЕДКОСТЬ.
ДЕВУШКА: А С КАМНЯМИ ТЫ ХОРОШО ПРИДУМАЛ. СУМКУ К ШЕЕ ПРИВЯЖЕШЬ, И ГАРАНТИРОВАННО НЕ ВСПЛЫВЕШЬ. ТАК? ВИДИШЬ, Я СООБРАЖАЮ, ХОТЬ И ДЕВУШКА.
ПАРЕНЬ: НАМ НАДО БЫСТРЕНЬКО СООБРАЗИТЬ, КАК СОГРЕТЬСЯ.
ДЕВУШКА: ДА, ТУТ ХОЛОДНО.
ПАРЕНЬ: Я МИГОМ. ЭЙ, ШЕФ, ТОРМОЗНИ!
Он отбегает, слышен визг тормозов, мелькают отсветы автомобильных фар, затем взревел мотор отъехавшей машины. Парень возвращается с бутылкой водки.
ПАРЕНЬ: НУ И ПРОЙДОХА ЭТОТ ШОФЕР. ВСЕХ МОИХ ДЕНЕГ ЕДВА НА БУТЫЛКУ ХВАТИЛО!
ДЕВУШКА: ВОЗЬМИ МОИ.
Она вынимает из одежды кошелек, протягивает ему комок мокрых купюр. Он смотрит, начинает смеяться. Она смущенно прячет комок в кошелек. Он откупоривает бутылку, делает пробный глоток и, одобрительно кивнув, протягивает ей водку. Она тоже отпивает. Какое-то время оба молча и по очереди пьют. У девушки нашлась шоколадка, которой закусывают.
ДЕВУШКА: ЛАДНО, ИЗВИНИ НАСЧЕТ РЫБЫ. ПУСТЬ БУДЕТ ЛОСОСИХОЙ, ПУСТЬ ПЛЫВЕТ ИКРУ МЕТАТЬ. ТЕПЕРЬ РАССКАЖИ МНЕ СВОЮ ИСТОРИЮ.
ПАРЕНЬ /словно ждал приглашения/: НУ, КОГДА СТАНЕТ ТОШНО СЛУШАТЬ, ТОРМОЗНЕШЬ МЕНЯ. А СКАЗАТЬ ЧТО-ТО КОНКРЕТНОЕ О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ Я НЕ МОГУ. ЕСЛИ ОБОБЩИТЬ, У МЕНЯ ВРОДЕ БЫ ЗАРЯД КОНЧИЛСЯ, ЗАМКНУЛО В ЦЕПИ, ИЛИ ПОДСЕЛ АККУМУЛЯТОР. Я УСТАЛ И НЕ МОГУ ТЯНУТЬ СВОИ ЛЯМКИ ЕЩЕ И ЕЩЕ. ЭТО ТЕБЕ ЗНАКОМО?
Девушка отрицательно мотает головой. Парень тяжело вздыхает.
ПАРЕНЬ: НЕ ИМЕЮ БОЛЬШЕ НИ К ЧЕМУ ИНТЕРЕСА. НЕ ТО. СУТЬ В ТОМ, ЧТО Я ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К СЕБЕ. ТЕПЕРЬ В ЯБЛОЧКО. ВСЕ СДЕЛАННОЕ МЕНЯ НЕ УСТРАИВАЕТ. НУ, КРОМЕ МОИХ ДЕТЕЙ. И БОЛЬШЕ НЕ ВЕРЮ, БУДТО БЫ СПОСОБЕН НА ЧТО-НИБУДЬ ДРУГОЕ, НОВОЕ, СИЛЬНОЕ. СО МНОЙ ВСЕ УЖЕ СЛУЧИЛОСЬ, ВПЕРЕДИ НИЧЕГО НЕТ, КРОМЕ СКУКИ И САМОБИЧЕВАНИЯ. Я НЕ СОСТОЯЛСЯ, Я ПОЛНЫЙ НУЛЬ. Я ОДНИМ СВОИМ ПРИСУТСТВИЕМ МЕШАЮ ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ, ТРАЧУ ЗАДАРМА ВОЗДУХ И ЗАНИМАЮ ЧЬЕ-ТО ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО . ЭТО ПОНЯТНО?
Девушка отрицательно мотает головой.
ПАРЕНЬ: НУ КАК ЕЩЕ ТЕБЕ ОБЪЯСНИТЬ?
ДЕВУШКА: ГОВОРИШЬ, ДЕТИ ЕСТЬ? И ЖЕНА?
Он кивает, тут же тянется за бутылкой, чтобы сделать очередной глоток.
ПАРЕНЬ: ТЕПЕРЬ Я СТАЛ ПОХОЖ НА ПОДЛЕЦА И ЭГОИСТА. ТОЧНО? ТЫ ВОТ НАВЕРНЯКА ИЗ-ЗА НЕУДАЧНОЙ ЛЮБВИ ПРИБЕЖАЛА ТОПИТЬСЯ.
ДЕВУШКА: КАК ТЫ ДОГАДАЛСЯ?
ПАРЕНЬ: С БОЛЬШИМ, ЗНАЕШЬ ЛИ, ТРУДОМ.
ДЕВУШКА: ПОДОЖДИ, СЕЙЧАС МЫ О ТЕБЕ ГОВОРИМ. ДУМАЮ, ТЕБЕ ПРОСТО НАДО НА ВРЕМЯ КУДА-НИБУДЬ ВЫПАСТЬ, СВАЛИТЬ ПОДАЛЬШЕ ИЛИ ПОГЛУБЖЕ. И РАЗВЛЕЧЬСЯ НА ВСЮ КАТУШКУ. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ — ТЫ ЕЩЕ МОЛОД, ВСЕ ВПЕРЕДИ!
ПАРЕНЬ: ВО-ПЕРВЫХ, Я РАЗВЛЕКАЛСЯ ДОЛГО И ВСЕМИ ДОСТУПНЫМИ СПОСОБАМИ. ГУЛЯЛ, ПИЛ, КУРИЛ, ШИРЯЛСЯ. ВО-ВТОРЫХ, ТЫ НЕ ВРУБИЛАСЬ, МИЛАШКА, В СИТУАЦИЮ. Я РАССКАЗЫВАЮ О СЕБЕ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ТЫ МЕНЯ ПЕРЕУБЕЖДАЛА ИЛИ ЗАНИМАЛАСЬ ПСИХОАНАЛИЗОМ. В ЗАДНИЦЕ Я ВИДЕЛ ТВОИ СОВЕТЫ. САМА ВЕДЬ ТУДА ЖЕ ХОЧЕШЬ, КУДА И Я. ИЛИ Я ОШИБАЮСЬ? МОЖЕТ БЫТЬ, ТЫ БУДДИСТКА И РЕШИЛА ВСЕ НАЧАТЬ ПО-НОВОЙ, В ДРУГОМ ВОПЛОЩЕНИИ?
ДЕВУШКА: НЕ НАДО МНЕ ХАМИТЬ.
ПАРЕНЬ: ПОЧЕМУ БЫ И НЕ ПОХАМИТЬ?
Внезапно и резко девушка выбрасывает руку и всеми пятью ногтями одной растопыренной кисти чертит глубокие царапины на лице парня. Он валится на спину, вопит, держась за лицо. Девушка спокойна и сидит, наблюдая за ним.
ПАРЕНЬ \убрав руки от лица — оно залито кровью\: ЗА ЧТО?
ДЕВУШКА: ТЫ ПОЛНОЕ НИЧТОЖЕСТВО.
ПАРЕНЬ: ДУРА, Я СЮДА ПРИШЕЛ ТОПИТЬСЯ ПО ЭТОЙ САМОЙ ПРИЧИНЕ. ЗАЧЕМ ЖЕ МНЕ РОЖУ ЦАРАПАТЬ?
ДЕВУШКА: КАКАЯ ТЕБЕ РАЗНИЦА? ИДИ И НЫРЯЙ.
ПАРЕНЬ: КОНЕЧНО, ПОЙДУ.
ДЕВУШКА: ИДИ-ИДИ!
Парень встает на ноги, поднимает с земли за ремень свою сумку. После раздумья накидывает длинный плечевой ремень себе на шею и закручивает сумку, так чтобы она повисла у него на груди достаточно высоко, едва ли не у подбородка.
ДЕВУШКА: СКАЖИ ОДНУ ВЕЩЬ: СКОЛЬКО У ТЕБЯ ДЕТЕЙ?
ПАРЕНЬ \согнутый под весом сумки\: ДВОЕ. А ТЕБЕ-ТО ЧТО?
Она молчит. Он, подождав, тяжело идет к парапету, с большим трудом влезает на него и замирает над невидимой водой. Оборачивается и смотрит на девушку — она смотрит в противоположную сторону. И парень прыгает.
Снова вздымается веер брызг. Затем тишина. Проходит не меньше минуты. Девушка не оборачивается. Вдруг что-то выползает на нижние ступени лестницы, хрипя и содрогаясь. Это парень, он с яростью сдирает с шеи ремень сумки — видимо, выплыть со дна было крайне затруднительно. Сорвав с груди сумку, парень берет ее руками и отшвыривает в воду. Он не видит и девушка не видит, но видно зрителям, как над гладью реки за секунду до этого выросла огромная зубастая пасть рыбины, решившей проглотить парня на нижних ступеньках. Сумка летит в эту пасть, рыбина проглатывает ее, поворачивается и исчезает в глубине. Парень на четвереньках выползает на набережную.
ДЕВУШКА \ оборачивается\: ПЕРЕДУМАЛ?
ПАРЕНЬ: ФИГ ТЕБЕ! ТЫ ДЛЯ ЧЕГО НАСЧЕТ ДЕТЕЙ ЗАГОВОРИЛА?
ДЕВУШКА: КАКАЯ ТЕБЕ РАЗНИЦА?
ПАРЕНЬ: Я, ЕЛКИ-ПАЛКИ, ТОЛЬКО ЧТО НА ДНЕ ЛЕЖАЛ. И ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ О САМОМ ВАЖНОМ ВСПОМИНАТЬ, Я О ТВОЕМ ВОПРОСЕ ДУМАЛ. НАФИГА ОНА ПРО МОИХ ДЕТОК СПРОСИЛА? НУ, НАФИГА?
ДЕВУШКА: ИЗВИНИ, САМА НЕ ЗНАЮ, ЗАЧЕМ СБОЛТНУЛА. ЕСЛИ ТЫ НЕ ВОЗРАЖАЕШЬ, ТЕПЕРЬ Я ПОПРОБУЮ.
Она легко встает, прыжком взмывает на парапет и с него ныряет — именно ныряет, красиво сведя руки над мокрой головой, вниз в реку. Правильный вход, и брызгов мало. Парень привстал с корней липы, бессильно рухнул обратно. На лице кровоточат царапины.
ПАРЕНЬ: НУ И СУКА. А Я ХОТЕЛ ДЕНЕГ У НЕЕ ПОПРОСИТЬ, НА ВОДКУ И СИГАРЕТЫ. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? КРИЧАТЬ? ЭЙ, ЛЮДИ! СТОП, А ЧТО ЛЮДИ ПОДУМАЮТ? Я ОБОДРАННЫЙ, ОНА УТОНУЛА. СКАЖУТ — Я НАСИЛЬНИК И УБИЙЦА. ОПЯТЬ ВЛИП.! ВО ЧТО Я ТОЛЬКО НЕ ВЛИПАЛ! ДА ПРОПАДИ ОНО ПРОПАДОМ! БЕЗ ВОДКИ ВСЕ РАВНО НИЧЕГО НЕ РЕШИТЬ!
Он срывает с себя пальто, лезет на парапет и снова прыгает вниз. Фонтан брызг, потом слышно его рваное дыхание, приглушенные ругательства, снова брызги и плеск: он ныряет раз за разом. Там же мелькают огромные рыбьи плавники, хвосты, зубатые пасти. Жуть сплошная — и ветер как раз завыл. И липы трещат и качаются. И обрывки мусора бегут, вроде насекомых, по брусчатке. Потом парень вылезает наверх по ступенькам, один, еще напоследок успел пнуть ботинком по зубам самую наглую рыбину. Та захлопнула пасть и нырнула. Он валится на камни мостовой вниз лицом. И глухо сам себе что-то бормочет.
ПАРЕНЬ: ЗАЧЕМ ЖЕ Я ИЗ РЕКИ ВЫЛЕЗАЛ? НАДО БЫЛО ТАМ ОСТАТЬСЯ.
ДЕВУШКА /ЕЕ ВДРУГ СТАЛО ВИДНО ПОД ЧЕРНОЙ ЛИПОЙ\: ТАК МОЖЕТ БЫТЬ, ТЕБЕ ВЫПИТЬ ИЛИ ПОКУРИТЬ ЗАХОТЕЛОСЬ?
ПАРЕНЬ \подняв голову и посмотрев на девушку\: ТЫ УГАДАЛА. Я ХОТЕЛ У ТЕБЯ ДЕНЕГ ОДОЛЖИТЬ.
ДЕВУШКА: БЕРИ.
И протягивает кошелек.
ПАРЕНЬ: Я БЫСТРО. ТЫ МЕНЯ ПОДОЖДИ, ХОРОШО? ЕСЛИ ЧТО, ВМЕСТО ТУДА ОТПРАВИМСЯ. ДОГОВОРИЛИСЬ?
И бежит прочь.

конец первой сцены.
сцена вторая:

Декорации те же. Герои там же, но девушка как-то \пока непонятно, как именно\ изменилась. Итак, парень возвращается с грудой покупок, в их числе две бутылки, блок сигарет и что-то еще.
ДЕВУШКА: /ИЗМЕНЕННЫМ ГОЛОСОМ/: ЧТО КУПИЛ?
ПАРЕНЬ: КУПИЛ КОНЬЯК, ПЕПСИ ЕЩЕ, ЧТОБЫ ЗАПИВАТЬ, СИГАРЕТЫ "ЧЕСТЕРФИЛД", ПАРУ БУТЕРБРОДОВ.
ДЕВУШКА: ДЛЯ ЧЕГО ТЫ ПРЕЗЕРВАТИВЫ КУПИЛ?
ПАРЕНЬ /крайне растерянно/: НЕ ЗНАЮ!
ДЕВУШКА: ТЫ У МЕНЯ ВЫПЫТЫВАЛ, ЗАЧЕМ Я СПРАШИВАЛА ТЕБЯ ПРО ТВОИХ ДЕТЕЙ.
ПАРЕНЬ: ЗАБУДЬ ПРО ЭТО. ЛУЧШЕ ПОГОВОРИМ О НАС САМИХ. КАК ЖЕ ТЫ ТАК ЛОВКО ВЫНЫРНУЛА, ЧТО Я НЕ ЗАМЕТИЛ?
ДЕВУШКА: Я СПРАШИВАЛА ТЕБЯ ПРО ТВОИХ ДЕТЕЙ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО МЕНЯ КАСАЕТСЯ. ПОСМОТРИ МНЕ В ГЛАЗА, ЧТО ТЫ ТАМ ВИДИШЬ?
ПАРЕНЬ: КРАСИВО ТАМ. И ГРУСТНО.
ДЕВУШКА: НИ ХРЕНА ТЫ ТАМ НЕ РАЗГЛЯДЕЛ. ЭТО ГЛАЗА ТВОЕЙ ДОЧЕРИ!
Сидят какое-то время неподвижно. Девушка выдергивает из рук парня бутылку, ловко — зубами \как недавно сам парень\ — откупоривает ее и делает глоток. Протягивает бутылку парню. Он не берет.
ПАРЕНЬ: КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?
ДЕВУШКА: ДА БРОСЬ ЭТИ ШТУЧКИ. НЕ ТЫ МЕНЯ РАСТИЛ, НЕ ТЫ ИМЯ ВЫБИРАЛ, И НЕ ТЕБЕ ЕГО ЗНАТЬ. НО ЗОВУТ МЕНЯ ГЛАФИРА! ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ ИМЯ, МЕЖДУ ПРОЧИМ.
ПАРЕНЬ: КАК ЗОВУТ ТВОЮ МАМУ?

ДЕВУШКА: НЕ СМЕЙ ДАЖЕ УПОМИНАТЬ О НЕЙ. СЕЙЧАС МОЕ ВРЕМЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ.
ПАРЕНЬ: ДАВАЙ, ЗАДАВАЙ.
Девушка молчит.
ПАРЕНЬ: ЕСЛИ ТЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕШЬ ПРО МЕНЯ, ТЕБЕ НЕ ПРИДУМАТЬ НИКАКИХ ВОПРОСОВ. И ЭТО ХОРОШО. ТЫ ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, КАК ЭТО ХОРОШО ДЛЯ ТЕБЯ.
ДЕВУШКА: ИДИОТ!
ПАРЕНЬ: СОВЕРШЕННО ВЕРНО, ТВОЙ ОТЕЦ НИЧТОЖЕСТВО И ИДИОТ. А ТЫ ВЫРОСЛА ДО ВПОЛНЕ ВЗРОСЛОГО СОСТОЯНИЯ, НИЧЕГО НЕ ВЕДАЯ ПРО ЭТО. НЕ НЕРВНИЧАЛА, НЕ ГРУСТИЛА, НЕ ЗЛИЛАСЬ. ТЫ ИЗБЕЖАЛА ВСЯКИХ ЗАМОРОЧЕК ПО ФРЕЙДУ И ЮНГУ. И ОТЛИЧНО! ПОЧЕМУ Я ТАК УВЕРЕННО ГОВОРЮ? ПОТОМУ ЧТО САМ ПОПАЛ В ЛОВУШКУ. СПЕРВА ОЧЕНЬ РЕДКО И ВСКОЛЬЗЬ, А С ГОДАМИ СИЛЬНЕЕ И СИЛЬНЕЕ Я ЗАДУМЫВАЮСЬ И МУЧАЮСЬ ПО ПОВОДУ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ. ВОТ У ТЕБЯ НЕ БЫЛО НИКАКОГО ОТЦА, НИ ФИЗИЧЕСКОГО, НИ В ВИДЕ ФОТОГРАФИЙ, ПИСЕМ ИЛИ НАБОРА СЛУХОВ И СПЛЕТЕН. А У МЕНЯ ТО НЕ БЫЛО, ТО БЫЛО!
ДЕВУШКА: НУ И ЧТО!
ПАРЕНЬ:ЧЕСТНО ГОВОРЯ, ПРО ОТЦОВ РАССУЖДАТЬ ПРАВА НЕ ИМЕЮ. У МАМАШИ ЧАСТО МЕНЯЛИСЬ ДРУЖКИ, Я КАЖДОГО НАЗЫВАЛ ПАПОЙ, НО ОНИ ТО И ДЕЛО ПРОПАДАЛИ, И Я ПРИВЫК, ЧТО ОТЦЫ — ЭТО НЕНАДОЛГО И КАЖДЫЙ РАЗ ПО-ИНОМУ. Я ДАЖЕ ПОМНЮ, КАК В ДЕТСАДЕ СКАЗАЛ ПОДРУЖКЕ — У МЕНЯ ТРИ ОТЦА, НО ЛЮБЛЮ Я ТОЛЬКО ВТОРОГО. В ОБЩЕМ, С ОТЦАМИ НЕ ИМЕЮ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ. ЗАТО С МАМОЧКОЙ, С НЕЙ ХУЖЕ. ОНА ВЕДЬ ЕСТЬ. Я ЕЕ НЕ ВИДЕЛ ГОДАМИ И ДАЖЕ ЦЕЛОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ. ПРАВДА, Я ВСЕГДА ЗНАЛ — ОНА ЕСТЬ. НО ОНА ТАМ, ГДЕ МЕНЯ НЕТ. ЗНАЧИТ, ОНА НЕ ХОЧЕТ МЕНЯ БРАТЬ С СОБОЙ. НО ЕСЛИ ОНА ВОЗЬМЕТ МЕНЯ ИЛИ ПРИЕДЕТ КО МНЕ — ЭТО ЕЩЕ ХУЖЕ! ПОНИМАЕШЬ?
ДЕВУШКА: ТЫ ПРОСТО ГОНИШЬ НА ВСЕХ ПОДРЯД.
ПАРЕНЬ: ВОВСЕ НЕТ, ДОЧУРКА. ТВОЯ БАБУЛЯ СПИЛАСЬ ЕЩЕ ДО ТОГО, КАК МЕНЯ РОДИЛА, А ПОТОМ СОВСЕМ ОПУСТИЛАСЬ. И ЖИЛА ТО В БАРАКАХ, ТО В ТЮРЬМАХ ДЛЯ ТУНЕЯДЦЕВ, ТО В ПРОЧИХ НЕОПИСУЕМЫХ МЕСТАХ. Я В ЭТИ МЕСТА ПОПАДАЛ ДВА-ТРИ РАЗА, МНЕ ИХ НЕ ЗАБЫТЬ. Я ЛЕТ С ШЕСТИ БОЯЛСЯ, СТЫДИЛСЯ МАТЕРИ. ТО ЕСТЬ, МЕЧТАЛ ЕЕ ИМЕТЬ И ОДНОВРЕМЕННО НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ОНА КО МНЕ ПРИЕХАЛА. Я ХОТЕЛ ДРУГУЮ МАТЬ, НО ИМЕЛАСЬ В НАЛИЧИИ ЛИШЬ ЭТА. РАЗВЕ ЭТО НЕ ДУШЕРАЗДИРАЮЩАЯ ИСТОРИЯ?
ДЕВУШКА: ЭТО ЕРУНДА ПОЛНЕЙШАЯ. СЛУШАЙ, ТОЛЬКО НЕ ОБИЖАЙСЯ. ВИЖУ, КАК ТЕБЯ ЗАТРЯСЛО. НО ТЫ САМ СЕБЕ ЯМУ ВЫРЫЛ. У ТЕБЯ МАТЬ СПИЛАСЬ И ТЕБЯ НЕ ВОСПИТЫВАЛА. ТАК?
Парень кивает.
ДЕВУШКА: ТЫ ИМЕЕШЬ ДВА ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ. ЛИБО ТЫ ЕЕ ПРОЩАЕШЬ И ЗАБОТИШЬСЯ О НЕЙ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ВСЕ ЖЕ ТЕБЕ МАМУЛЯ. ЛИБО ТЫ ЕЕ НЕ ПРОЩАЕШЬ И ВЫЧЕРКИВАЕШЬ ИЗ ПАМЯТИ, ИЗ ЖИЗНИ. ОНА СЕЙЧАС ГДЕ-ТО РЯДОМ?
ПАРЕНЬ: ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮ. МЫ РЕДКО ВИДИМСЯ.
ДЕВУШКА: НЕ ЗАВИСАЙ, КАК СТАРЬЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ. ПРИМИ РЕШЕНИЕ. ТАКИХ РАСКЛАДОВ ПОЛНО. ПРЕДСТАВЬ СИРОТ КАКИХ-НИБУДЬ, ОТ КОТОРЫХ МАМАШИ В РОДДОМАХ ОТКАЗЫВАЮТСЯ. ИМ ТОЖЕ КИСНУТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ?
ПАРЕНЬ: МНЕ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ. НЕЛЬЗЯ НА ЧЕМ-ТО ОДНОМ ОСТАНОВИТЬСЯ. Я НЕ МОГУ ПРОСТИТЬ И НЕ МОГУ СТЕРЕТЬ ПАМЯТЬ О НЕЙ.
ДЕВУШКА: И ПОЭТОМУ ТЫ ТОПИШЬСЯ? ДА ТЫ ДУРАК!
ПАРЕНЬ: ПОСТОЙ, ГЛАФИРА. РЕЧЬ О ТВОЕЙ РОДНОЙ БАБУШКЕ. ТЕБЯ ОНА НЕ ИНТЕРЕСУЕТ? А ЕЩЕ — САМА ТЫ КО МНЕ ИНАЧЕ ОТНОСИШЬСЯ, НИКАК НЕ РАЦИОНАЛЬНО И НЕ ТРЕЗВО.
ДЕВУШКА: ЕЩЕ КАК ТРЕЗВО. Я ПОСЛУШАЛА ТЕБЯ И ПОНЯЛА — ТЫ МНЕ НЕ ОТЕЦ.
Парень вскакивает, машет руками.
ПАРЕНЬ: ОТЕЦ! Я ОТЕЦ!
ДЕВУШКА: ФИГ ТЕБЕ.
ПАРЕНЬ: ПОЖАЛУЙСТА, НЕ СПЕШИ ОТРЕКАТЬСЯ. ДА, Я НЕ СУПЕРСТАРИЧОК, НО У МЕНЯ ЕСТЬ КОЕ-ЧТО ХОРОШЕЕ.
ДЕВУШКА: ЧТО?
ПАРЕНЬ: КВАРТИРА.
ДЕВУШКА: ТЫ ДУМАЕШЬ, Я СЕЙЧАС ОТКАЗЫВАЮСЬ ОТ СВОЕГО ОТЦА? ЧУВАК, Я ТЕБЯ РАЗЫГРАЛА. ТЕПЕРЬ ПОНЯЛ? Я ДЛЯ ПРИКОЛА НАЗВАЛАСЬ ТВОЕЙ ДОЧКОЙ.
ПАРЕНЬ: ЗНАЧИТ, РАЗЫГРАЛА? Я ТЕБЯ УБЬЮ.
ДЕВУШКА: ВОТ-ВОТ, ИМЕННО ЭТОГО МНЕ И ХОТЕЛОСЬ. НО ТЕПЕРЬ НЕТУШКИ. ТЫ НЕ ГОДИШЬСЯ НА РОЛЬ УБИЙЦЫ. ЛУЧШЕ Я ТЕБЯ ПРИКОНЧУ.
Она вынимает из кармана большой пистолет и стреляет в парня. Он пытается прикрыться руками, бежит прочь, но с каждым выстрелом его силы иссякают, и он мучительно падает на парапет. А девушка подходит и пинком сбрасывает его в воду. Тихий плеск — тело поглотила черная блестящая вода, из-за фонарей на воде играют багровые блески. Девушка уходит, не забыв бросить в реку пистолет. Тучи заволакивают месяц. Яростно воет ветер. Густые сумерки, можно еще подпустить тумана, а сразу за туманом и густого убедительного снега.

конец второй сцены.
сцена третья:

Снег, туман и ветер закончились. Посветлело. Девушки не видно. На липе сидит большая \лучше бы в рост человека\ птица, зевает большим клювом, чистит перья, затем пукает и роняет огромную белую кляксу.
Под деревом шевельнулась фигура сидящей девушки.
ДЕВУШКА: СУКА.
Клякса упала ей на голову.
В реке закипела вода. Показалась морда огромной страшной рыбины. В ее зубах зажато тело. Рыбина бросает тело на нижние ступеньки и ныряет обратно в реку.
Это тело парня. И оно начинает шевелиться.
Парень со стонами выползает на набережную.
ПАРЕНЬ: КРОВЬ ТАК И ХЛЕЩЕТ! СЛИШКОМ БОЛЬНО УМИРАТЬ. А ДУМАЛ — ПРЫГ И ТЫ УЖЕ КОРОЛЬ. ГДЕ Я? ЗА ЧТО МЕНЯ УБИЛИ? НИЧЕГО НЕ ПОМНЮ. АГА, Я ЖЕ СИГАРЕТЫ КУПИЛ.
Он вынимает из-за пазухи нераспечатанный блок сигарет. Срывает зубами целлофан с пачки. Пробует зажигалку, затем прикуривает.
ПАРЕНЬ: КУДА БЫ СПРЯТАТЬСЯ? А ТО ВДРУГ ЕЩЕ КТО-НИБУДЬ ЗАХОЧЕТ ПОСТРЕЛЯТЬ.
С трудом взбирается на крону липы.
ПАРЕНЬ: МЕНЯ СОБСТВЕННАЯ ДОЧЬ УБИЛА. ИЛИ ТОЛЬКО РАНИЛА? ЗА ТО, ЧТО Я О МАТЕРИ ПЛОХО ГОВОРИЛ. НЕТ, ПОТОМУ ЧТО Я МАТЬ НЕ УВАЖАЛ. КАЖЕТСЯ, МНЕ СТЫДНО. МАМОЧКА, ПРОСТИ МЕНЯ!
Снизу раздается ласковый голос пожилой женщины.
ДЕВУШКА /Она и не она, а кто-то постарше/: СЫНОЧЕК, ВСЕ В ПОРЯДКЕ. Я ЗДЕСЬ, Я НЕ ОБИЖАЮСЬ НА ТЕБЯ. ВСЕ У НАС СКОРО НАЛАДИТСЯ.
ПАРЕНЬ: АХ ТЫ, СВОЛОЧЬ. ЭТО ТЫ, ГЛАФИРА! СНОВА МЕНЯ ДУРАЧИШЬ? Я ТЕБЕ ПОКАЖУ!
Он поспешно спускается вниз. К сидящей девушке.
ДЕВУШКА: РЕБЕНОЧЕК МОЙ, СКОЛЬКО МЫ НЕ ВИДЕЛИСЬ? ТЫ НА МЕНЯ ЗЛИШЬСЯ? НЕ НАДО ЗЛИТЬСЯ. ИЛИ НЕ ВЕРИШЬ МНЕ? Я ТВОЯ МАМА, НО ТЕПЕРЬ Я СОВСЕМ ДРУГАЯ. ПОНИМАЕШЬ, Я СТАЛА ВЫГЛЯДЕТЬ ТАК, КАК ДОЛЖНА, А НЕ КАКОЙ МЕНЯ ЖИЗНЬ СДЕЛАЛА. Я СЕЙЧАС ТУТ СИЖУ ПЕРЕД ТОБОЙ В ИДЕАЛЬНОМ ВАРИАНТЕ.
ПАРЕНЬ: ГЛАФИРА, КОНЧАЙ ПРИДУРИВАТЬСЯ. У МЕНЯ НЕРВЫ НЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ.
ДЕВУШКА: ЭТО НЕ ВАЖНО, ЕСЛИ ТЫ НЕ УЗНАЕШЬ МЕНЯ. Я ДОЛЖНА УСПЕТЬ КОЕ-ЧТО СКАЗАТЬ ТЕБЕ. СЕГОДНЯ ОСОБАЯ НОЧЬ, КОГДА МОЖНО ПРО ВСЕ ГОВОРИТЬ.
ПАРЕНЬ /ВЫНИМАЕТ ИЗ ШТАНОВ ОГРОМНЫЙ НОЖ С БЛЕСТЯЩИМ ЛЕЗВИЕМ/: Я ТЕБЯ В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ УМОЛЯЮ...
ДЕВУШКА: СЫНОК, МЫ ВСЕ ВЫРАСТАЕМ ДРУГИМИ, НЕ ТАКИМИ, КАК НАДО. МЫ УРОДУЕМ СЕБЯ, И КОНЕЧНО, САМИ ВИНОВАТЫ. НО ПОСМОТРИ НА МЕНЯ — ВОТ Я МОГЛА БЫ СТАТЬ ТАКОЙ ХОРОШЕЙ, А МОИ ОШИБКИ И РОК СУДЬБЫ ПРЕВРАТИЛИ МЕНЯ В ПЬЯНУЮ СЛАБОУМНУЮ НИЩЕНКУ. ЧТО БЫ НИ БЫЛО С ТОБОЙ, ПОМНИ, В КАЖДОМ СУЩЕСТВЕ ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЙ ЗАРОДЫШ ИДЕАЛЬНОГО ВАРИАНТА. И РАДИ ЭТОГО МАЛЕНЬКОГО ЗАРОДЫША НЕ ГНЕВАЙСЯ, ПРОЩАЙ ЧАСТО И ОХОТНО. ПРОСТИ И МЕНЯ.
Парень подскакивает и наносит ей несколько ударов ножом. Брызгает фонтаном кровь, заливая его лицо. Девушка встает, падает ,снова встает и прислоняется к дереву.
ДЕВУШКА: ЭТО НИЧЕГО, ЭТО СЛУЧАЙНО. ТЫ НЕ ВИНОВАТ. НЕ РАССТРАИВАЙСЯ ТОЛЬКО. МНЕ ОЧЕНЬ ЖАЛКО ТЕБЯ!
ПАРЕНЬ: НЕНАВИЖУ! КАК ЖЕ Я ТЕБЯ НЕНАВИЖУ.
ДЕВУШКА: КОГО ИМЕННО? СВОЮ МАТЬ ИЛИ ГЛАФИРУ?
Он хватает ее в охапку и швыряет вниз, в багровые волны реки. Всплеск, тишина. Он привычно ждет происшествий, а их нет.
Парень смотрит на нож в своей руке \с лезвия течет струйка крови\, испуганно бросает оружие в воду. Озирается.
ПАРЕНЬ: КОГО ЖЕ Я УБИЛ?
И тут гремит пушка \с бастиона недалекой Петропавловской крепости\, выстрелом озаряет пол-неба, отчего виден и остров с крепостью, и прочие достопримечательности туристического характера. Затем темнота. Свет. Парень верхом на дереве. Озирается. Под деревом сидит грязная, косматая старуха в наряде бомжихи. Гнусаво, хрипло говорит.
ДЕВУШКА /она исполняет и эту роль\: ЭЙ, ТЫ, ДАЙ-ДАЙ ДЕНЕГ. Я С ГОЛОДУ ПОДЫХАЮ, СЛЫШИШЬ? СЫНУЛЯ, СВОЛОЧЬ, ПОМОГИ МАТЕРИ.
ПАРЕНЬ: КТО ЗДЕСЬ?
ДЕВУШКА: ДАЙ-ДАЙ ДЕНЕГ, СВОЛОЧЬ.
Парень слезает с дерева, подходит к нищенке и напряженно всматривается вее лицо. Его начинает трясти, возможно, от холода. Нищенка что-то непрерывно бормочет, чешется, плюется в стороны, иногда и на парня.
ПАРЕНЬ: ТЫ ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ.
Ответа нет.
ПАРЕНЬ: ЗАЧЕМ ТЕБЕ ДЕНЬГИ?
ДЕВУШКА: СВОЛОЧЬ КАКАЯ, СЫН РОДНОЙ, А ЖАДНИЧАЕТ. ВИДИШЬ, МНЕ ПАЛЬТО НУЖНО КУПИТЬ. ДАЙ-ДАЙ ДЕНЕГ, КУПЛЮ ПАЛЬТО И УЕДУ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ.
ПАРЕНЬ: НА ВОДКУ ДЕНЬГИ КЛЯНЧИШЬ? ПОДОЖДИ.
Роется в карманах, вынимает бутылку водки и протягивает нищенке. Та хватает ее, откусывает стеклянное горлышко и взахлеб выпивает всю водку, до дна, без передышки.
ПАРЕНЬ: ЭТО ВСЕ-ТАКИ ТЫ, МАМУЛЯ?
ДЕВУШКА: А КОГО ТЕБЕ НАДО? ДАЙ-ДАЙ ДЕНЕГ, НА ПАЛЬТО ДАЙ, НА БИЛЕТ ДАЙ. УЕДУ В ПОЕЗДЕ.
Она подскакивает, трясет его за полы одежды. Из кармана парня выпадает нож. Парень остолбенел.
ПАРЕНЬ: КАКОГО ЧЕРТА? Я ЖЕ ВЫБРОСИЛ НОЖ В РЕКУ!
Нищенка хватает нож с брусчатки, отбегает, истошно крича:
ДЕВУШКА: НЕ ТРОЖЬ МЕНЯ! НЕ СМЕЙ ДАЖЕ ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ, ПАДЛА! Я ТЕБЯ ПЕРВАЯ ЗАКОЛЮ!
Он делает шаг к ней, желая успокоить нищенку, но получает в ответ мгновенный удар ножом в живот. Падает на колени, зажав пробоину ладонями.
ПАРЕНЬ: ЗАЧЕМ?
ДЕВУШКА: ДУМАЕШЬ, НЕ РАСКУСИЛА ТЕБЯ? МЕШАЮ Я ТЕБЕ, ЗАХОТЕЛ ЧИК-ЧИК МАМУЛЬКУ, ДА БУЛТЫХ В РЕКУ. НИКТО ВО ВСЕМ СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ МЕНЯ СО СВЕТУ СЖИТЬ НЕ СМОГ, КУДА ТЕБЕ, УБЛЮДКУ СЛУЧАЙНОМУ, СПРАВИТЬСЯ. РЕШАЙ, ЕСЛИ ДАШЬ ДЕНЕГ, ВЫЗОВУ ТЕБЕ ДОКТОРОВ. НУ?
ПАРЕНЬ: ТЫ НЕ МОЯ МАТЬ.
ДЕВУШКА: А КТО ЖЕ?
ПАРЕНЬ: ПРОСТО ФАНТОМ АЛКОГОЛИЧЕСКИЙ.
ДЕВУШКА: ПЛЕВАТЬ МНЕ, КАК ОБЗОВЕШЬ. УХОЖУ, ВСЕ РАВНО У ТЕБЯ ДЕНЬГИ НИКОГДА НЕ ВОДИЛИСЬ.
Нищенка уходит. Парень встает. Забывает про рану, из его живота выползают длинные склизкие кишки. Вроде бы шевелятся. Он запихивает их обратно.
А по небу снова пролетает большая клювастая птица, метко какает на парня. Он сидит мокрый, с кишками в руках, голова в гуано, и горько плачет.
ПАРЕНЬ: Я ТОЛЬКО ЛИШЬ ХОТЕЛ УТОПИТЬСЯ. ЗА ЧТО МНЕ ВСЕ ЭТО? ГАДЫ, ДОВЕЛИ ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА...

конец третьей сцены.
вероятно, конец первого действия.

ПОСТСКРИПТУМ К ПЕРВОМУ ДЕЙСТВИЮ:

Пока задвигается занавес, а парень на сцене громко жалуется, и рыбищи в реке режут плавниками волны, над авансценой пролетает та самая большая птица с плохим пищеварением и поет песню.

ПТИЦА: РАНЕНАЯ ПТИЧКА
                В РУКИ НЕ ДАВАЛАСЬ.
                РАНЕНАЯ ПТИЧКА
                ПТИЧКОЙ ОСТАВАЛАСЬ.
                ЭТОТ СОН ДАВНЕЙШИЙ
                ДО СИХ ПОР МНЕ СНИТСЯ.
                НАД ЗЕМЛЕЙ КРОВАВОЙ
                НЕ СДАЕТСЯ ПТИЧКА!

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

сцена первая:

Все неодушевленное остается на своих местах. Свет, атмосферные явления и вода обрели, по возможности, еще более мрачное и неприятное свойство.
В том же углу, что и в начале действия, появляется девушка. Задумчивой походкой идет под сенью лип. Скрипит столб фонаря, раскачивается его лампочка, и становится видно нечто качающееся на толстой ветке.
Это парень, который умудрился повеситься на собственных кишках. Неудачно. Он изредка хрипит и дергает ногами. Девушка тревожно вскрикивает, подбегает к черному стволу дерева и говорит:
ДЕВУШКА: ЧТО С ВАМИ? ВАМ БОЛЬНО? ПОТЕРПИТЕ, Я СЕЙЧАС ПОМОГУ!
Она бегает кругами вокруг липы, делает попытку взобраться по стволу, но безуспешно. А парень хрипит и дергается сильнее.
Тогда девушка находит простое решение — она встает под висящим парнем, и его башмаки упираются в ее плечи. Парень оперся было подошвами башмаков об плечи девушки, девушка рухнула под его весом, он снова закачался и захрипел.
ДЕВУШКА: ПРОСТИТЕ, Я ТАКАЯ НЕЛОВКАЯ. ЕЩЕ РАЗ, ЕЩЕ РАЗИК!
Она снова подставляет плечи, уже твердо стоит под тяжкой ношей. Парень хрипит и хватается рукой за кишки, держащие в связке его шею и сук над головой.
ДЕВУШКА: ЧТО С ВАМИ СЛУЧИЛОСЬ? НЕУЖЕЛИ ВЫ ЗАХОТЕЛИ ПРЕРВАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ? ЭТОГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ, ТОГДА И В БУДУЩИХ ВОПЛОЩЕНИЯХ ВАША СУДЬБА БУДЕТ СТОЛЬ ЖЕ МУЧИТЕЛЬНОЙ И НЕУДАЧНОЙ.
Сил у парня хватает, чтобы на миг подтянуться на кишках, и буркнуть "НЕНАВИЖУ БУДДИСТОК", после он снова барахтается, пытаясь вернуть ноги на ее плечи.
ДЕВУШКА: ВЫ МЕНЯ НЕ ВСПОМНИЛИ? ПРИГЛЯДИТЕСЬ ХОРОШЕНЬКО! МЫ С ВАМИ ВСТРЕЧАЛИСЬ, ДАЖЕ НЕ ОДИН РАЗ, А МНОГОКРАТНО. НУ ЖЕ, ВСПОМИНАЙТЕ.
Парень снова стоит у нее на плечах. Девушке тяжело, говорит все быстрее и неразборчивее, постепенно приседая под непосильным грузом.
ДЕВУШКА: В САМОМ НАЧАЛЕ ДЕВЯНОСТЫХ, КАК-ТО В МАЕ, НЕПОДАЛЕКУ ОТ ЭТОЙ НАБЕРЕЖНОЙ...ВЫ ПИЛИ ПИВО, Я ШЛА И ЕЛА МОРОЖЕННОЕ, А ВЫ ЧТО-ТО КРИКНУЛИ, Я УРОНИЛА ЭСКИМО В РЕКУ, ТАКОЕ НОВОЕ ЭСКИМО С ЖЕЛТОЙ ЛИМОННОЙ КОРОЧКОЙ, И ВЫ НЫРНУЛИ И ПОЙМАЛИ МОЕ ЭСКИМО, ОНО БЫЛО ЗАПЕЧАТАНО В БУМАЖКУ И ПОЧТИ НЕ ПОСТРАДАЛО. ВСПОМИНАЕТЕ?
Парень хрипит и извивается, балансируя на ее плечах.
ДЕВУШКА: НАВЕРНОЕ, УЖЕ ТОГДА ЭТО СЛУЧИЛОСЬ. Я ВАС ПОЛЮБИЛА. ЗА ЧТО? РАЗВЕ Я ЗНАЮ, РАЗВЕ СУЩЕСТВУЮТ ОТВЕТЫ НА ТАКОЙ ВОПРОС?
И тут случается катастрофический момент: под весом парня трещит и обламывается ветка липы, точнее, едва ли не вся макушка. Летит через парапет в воду макушка, увлекая болтающегося на кишках парня, а вслед за ними падает и девушка, которая цепко держится за ноги парня.


сцена вторая:

Новые декорации. Все вышеозначенное — набережная с деревьями и фонарями и лестницей — поднялось к потолку или небу. А наши герои — ветка, парень и девушка лежат на дне реки, в окружении груд металлолома, бутылок, сизых водорослей и пары раздутых рыбин алкоголического вида на ближайшей помойке.
Девушка лежит на спине, по виду покойница. Парень сматывает в кольца свои кишки, деловито запихивает в брюхо. Оглядывается,с наслаждением чешет затылок.
ПАРЕНЬ: ГЛЯДИ ТЫ, ВСЮДУ ЖИЗНЬ. ЭЙ, МУЖИКИ!
Две толстые неопрятные рыбины у помойки оглянулись, посмотрели друг на дружку, одна вынула из кармана огромный нож, повертела для понту и спрятала. Вторая выхватила зубастой пастью рака из тины, с хрустом разжевала, смачно плюнула в сторону парня. Потом рыбины подхватили какую-то железяку и поволокли куда-то прочь.
Парень закончил пристраивать в животе кишки, иначе говоря, самоисцелился. Встал, подошел к груде ржавого, обвитого водорослями металла, нагнулся за бутылкой спиртного, и тут же из груды вынырнула крупная зубастая голова на длинной чешуйчатой шее, схватила его за рукав пиджака и стала нагло тянуть внутрь металлолома. Парень отбивался, пинался, ругался, но освободила его девушка: ожила, выхватила из кармана пистолет \тот же, что и раньше\ и одним выстрелом разнесла голову подводной мусорной змеюке.
ДЕВУШКА: МИЛЫЙ МОЙ, ОНА ТЕБЯ НЕ ПОКУСАЛА? ПОКАЖИ РУКУ, ПОКАЖИ ГРУДЬ, ПОВРЕЖДЕНИЙ НЕТ?
ПАРЕНЬ: ВСЕ СО МНОЙ В ПОРЯДКЕ. СЛУШАЙ, МНЕ ЭТО КАЖЕТСЯ, ИЛИ МЫ С ТОБОЙ УЖЕ ТОГО, В ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ ОБИТАЕМ? КАК ЭТО ПОНИМАТЬ: МЫ В АДУ ИЛИ ДЛЯ ПОКАЯНИЯ В РЫБОК ПРЕВРАТИЛИСЬ?
ДЕВУШКА: Я НЕ ЗНАЮ. ВООБЩЕ-ТО Я ПО ПРОФЕССИИ МАЛЯР И ШТУКАТУР. ТРИСТА ДОЛЛАРОВ ПЛАТИЛИ В ОДНОМ СТРОЙТРЕСТЕ. И ГОВОРИЛИ, ЧТО ПЕТЕРБУРГСКИЕ ФАСАДЫ Я РЕСТАВРИРУЮ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. ТЫ НЕ МОЖЕШЬ СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ, КАК СЛОЖНЫ ЭТИ ПРОКЛЯТЫЕ ФАСАДЫ!
ПАРЕНЬ: МОГУ. Я ТОЖЕ КОГДА-ТО НА СТРОЙКАХ ШАБАШИЛ.
ДЕВУШКА: КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ДАВАЙ И ЗДЕСЬ ВСЕ РЕКОНСТРУИРУЕМ, УБЕРЕМ МУСОР, МАЛЕНЬКИЙ ДОМИК ПОСТРОИМ. И Я НАЧНУ РОЖАТЬ ДЕТИШЕК.
ПАРЕНЬ: ТОЧНЕЕ, МЕТАТЬ ИКРУ. МЫ ВЕДЬ ТЕПЕРЬ РЫБЫ!
ДЕВУШКА: НЕ НАДО НАДО МНОЙ НАСМЕХАТЬСЯ. ТЕБЯ ХОТЕЛИ СОЖРАТЬ, Я ТЕБЯ СПАСЛА. ЗНАЧИТ, ТЫ МОЙ. РАНЬШЕ ТЫ ТОЖЕ БЫЛ МОИМ, НО СОПРОТИВЛЯЛСЯ, А ТЕПЕРЬ Я СОПРОТИВЛЕНИЯ НЕ ПОТЕРПЛЮ. ЧУТЬ ЧТО НЕ ТАК...
ПАРЕНЬ: ЧТО ТОГДА?
Девушка вместо ответа начинает шипеть, у нее изо рта валит дым, а в руках появляются то ли кинжалы, то ли острия плавников.
ПАРЕНЬ: В ПРИНЦИПЕ, ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ. Я ПРИПОМИНАЮ, ЧТО ВЛЮБЛЯЛСЯ В ТЕБЯ. РЫБКА МОЯ НЕНАГЛЯДНАЯ!
Подплывает мелкая рыбешка с мандолиной или банджо в плавниках, мелодично бьет по струнам, и наша парочка вдруг падает в объятья друг дружке, вверх и в стороны вспархивают одежды и струйки пузырьков из потревоженной донной тины. Идет секс, посмотреть на который собирается некоторое количество рыб — тут и хищники, и бомжи, и даже парочка невообразимых чудовищ или мутантов. Рыбины начинают нервничать — секс им непривычен, и вроде бы — неприятен. Наконец, одна большая рыба подплывает и заглатывает одним мощным зевком в пасть парня и девушку.


сцена третья:

Абсолютная темнота. В чем-то небольшом и мокром лежат, тесно прижатые , парень и девушка.
ПАРЕНЬ: ТЫ КАК?
ДЕВУШКА: ХОРОШО. КАЖЕТСЯ, Я РОЖАЮ.
И девушка начинает истошно визжать, извиваться и тужиться. Последнее усилие — она сникает, парень подбирает что-то у нее в подоле, поспешно заворачивает в свою рубашку. Из свертка высунулся новенький блестящий хвост. Забился и стих.
ДЕВУШКА: НУ КТО — МАЛЬЧИК ИЛИ ДЕВОЧКА?
ПАРЕНЬ: НЕ РАЗБЕРУ ПОКА ЧТО.
Тесное мокрое ложе вокруг заколебалось, их стиснуло и куда-то выбросило. Они снова лежат на дне реки, вокруг рыбины, а из свертка вылез симпатичный малек, похожий на дельфиненка, подвигал плавниками и отплыл к рыбинам. Самая большая рыбина подплыла к нашей парочке.
РЫБА: ВЫ ЗАЧЕМ СЮДА ПРИПЛЫЛИ?
ПАРЕНЬ: МЫ НЕ ПРИПЛЫЛИ, МЫ УТОНУЛИ.
РЫБА: ДЕРЬМО НЕ ТОНЕТ, ПОРА БЫ ЗНАТЬ. ВАМ ТУТ НЕЛЬЗЯ ОСТАВАТЬСЯ.
ПАРЕНЬ: ПОЧЕМУ?
РЫБА: ГОВОРИТЕ НЕ ПО-НАШЕМУ, ТРАХАЕТЕСЬ НЕ ПО-НАШЕМУ, ДАЖЕ РОЖАЕТЕ КАК-ТО НЕНОРМАЛЬНО. ДУРНОЙ ПРИМЕР МОЛОДЕЖИ ПОДАЕТЕ.
ПАРЕНЬ: ДАЙ ВРЕМЯ, ВСЕМУ НАУЧИМСЯ. ТЫ НАС НЕ ГОНИ. НАМ НА ЗЕМЛЕ ТОШНО ЖИТЬ. МОЖЕТ БЫТЬ, ЗДЕСЬ СТАНЕТ ВЕСЕЛЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЕ. А РЕБЕНОЧКА НАШЕГО ВЕРНИ.
РЫБА: ЕСЛИ БЫ НЕ РЕБЕНОЧЕК, МЫ ДАВНО БЫ ВАС СОЖРАЛИ. РЕБЕНОЧЕК У ВАС НОРМАЛЬНЫЙ, РЫБА КАК РЫБА. А ВЫ УРОДЫ И ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ НА ЗЕМЛЮ, ТАМ ВАША СРЕДА ОБИТАНИЯ.
ПАРЕНЬ: НИ ЗА ЧТО НЕ ВЕРНЕМСЯ!
И тут все рыбины подплывают и накидываются на них. Парень сдается сразу, его волокут куда-то прочь, зато девушка ловко и яростно пинается, бьется, кусает рыбин, и те отлетают от нее, как шары от стенки. На нее накидывают сеть, она устает и затихает, падает без сил на грунт.


сцена четвертая:

Первоначальное положение вещей в мире: набережная с горящими фонарями, ступени к воде, ветер гнет черные кроны деревьев. Парень распутывает сеть, в которой рыдает девушка.
ДЕВУШКА: ОТДАЙТЕ МНЕ МОЕГО РЕБЕНОЧКА!
ПАРЕНЬ: ДА БРОСЬ ТЫ. Я ТАМ НЕ ГОВОРИЛ, НЕ ХОТЕЛ ТЕБЯ ОГОРЧАТЬ, НО У ТЕБЯ НЕ РЕБЕНОЧЕК БЫЛ, А ЧТО-ТО ДРУГОЕ.
ДЕВУШКА: ДРУГОЕ?
ПАРЕНЬ: НУ, ОШИБКА У ПРИРОДЫ СЛУЧИЛАСЬ, ТРЕСКА ИЛИ ЩУКА РОДИЛАСЬ. СРАЗУ К СВОИМ ПОПЛЫЛА, ПОСКОЛЬКУ НАС С ТОБОЙ НЕ ПРИЗНАЛА РОДИТЕЛЯМИ. ТЫ НЕ РЕВИ, ЕСЛИ ТАК СИЛЬНО ХОЧЕШЬ, ДАВАЙ КОГО-НИБУДЬ ЕЩЕ РОДИМ.
ДЕВУШКА: НЕТ, ЛУЧШЕ Я УТОПЛЮСЬ И ВСТРЕЧУСЬ С СЫНОЧКОМ.
Она рвется к реке, парень ее удерживает. С кроны липы к ним тяжело спрыгивает большая птица. .
ПТИЦА: ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ?
ПАРЕНЬ: ОТВАЛИ, НЕ ДО ТЕБЯ.
ПТИЦА: РЕШАЮ ЛЮБЫЕ ПРОБЛЕМЫ. ВЫПИВКА, НАРКОТА, СЕРДЕЧНЫЕ РАНЫ, УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА, ЛЮБАЯ ВСЯЧИНА В МОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ.
ДЕВУШКА: ТЫ КТО ТАКАЯ?
ПТИЦА: Я ПТИЦА ГОВОРУН, ОХРАНЯЮСЬ КРАСНОЙ КНИГОЙ, ИСКОННЫЙ ЖИТЕЛЬ ЭТИХ МЕСТ.
ПАРЕНЬ: А ЗАЧЕМ К НАМ СЮДА ПРИЛЕТЕЛА?
ПТИЦА: ЕСЛИ ЧЕСТНО, ДОСТАЛИ ВЫ МЕНЯ СВОЕЙ СУЕТОЙ. ТО ВОДКУ ЖРЕТЕ, ТО ДЕРЕТЕСЬ, ТО ПЛАЧЕТЕ. ХОЧУ ВАС СПРОВАДИТЬ КУДА-НИБУДЬ, СУНУТЬ КУСОЧЕК СЧАСТЬЯ И УБРАТЬ С ГЛАЗ ДОЛОЙ. НУ, ЧЕГО НАДО? БАКСЫ, ЯЩИК КОНЬЯКА, СИГАРЕТЫ, ТАЛОН НА ВЫИГРЫШ В ЛОТЕРЕЮ ИЛИ ЖЕТОН В КАЗИНО, ЧТОБЫ МИЛЛИОН ВЗЯТЬ РАЗОМ?
ДЕВУШКА: Я ХОЧУ СВОЕГО РЕБЕНКА
Птица чешет в затылке и смотрит на реку. Высунулась зубастая рыбья пасть.
РЫБА: ТЕБЕ ЧЕГО, МАМУЛЯ?
ДЕВУШКА/после некоторой заминки, нервно\: НЕТ-НЕТ, НИЧЕГО, ИЗВИНИТЕ.
Рыба исчезает. Птица ждет. Парень нервно закуривает.
ПАРЕНЬ: А ГОРОД ЭТОТ ПОХЕРИТЬ СМОЖЕШЬ? УГРОБИТЬ ЕГО ЦЕЛИКОМ, ЧТОБЫ НЕ МУЧАЛИСЬ ЗДЕСЬ ЛЮДИ НИКОГДА БОЛЬШЕ .
ПТИЦА: Я ТЕБЕ ЧТО, ЗОЛОТАЯ РЫБКА НА КРЮЧКЕ? ТУТ МНЕ РЕШАТЬ, ЧЕГО КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ДОСТОЕН. А ГОРОД ПУСТЬ СТОИТ, МНЕ ОН НРАВИТСЯ. ТУТ ДЛЯ ЗИМОВКИ ЧЕРДАКИ УДОБНЫЕ.
ПАРЕНЬ: ХОТЯ БЫ ПОМОГИ МНЕ УТОПИТЬСЯ.
ПТИЦА: ТЕБЯ В ВОДУ НИ ЗА КАКИЕ КОВРИЖКИ НЕ ПУСТЯТ. ПОЭТОМУ НАДО ЖИТЬ, ДРУЖИЩЕ. ТЕБЕ ТОШНО, ДРУГИМ ОТ ТЕБЯ ТОЖЕ ТОШНО, НО НАДО ВСЕ РАВНО ЖИТЬ. НЕ СПРАШИВАЙ, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ, Я НЕ ЗНАЮ. ОДНО МНЕ ИЗВЕСТНО — ЖИТЬ ОБЯЗАНЫ ПОЧТИ ВСЕ, ДАЖЕ САМЫЕ ЖУТКИЕ СВОЛОЧИ, ДАЖЕ НЕВКУСНЫЕ СВЕРЧКИ, ТАРАКАНЫ И КЛОПЫ. ТЫ ТОЖЕ ЖИВИ. СДЕЛАЙ ЭТОЙ БАБЕ РЕБЕНКА, УСТРОЙСЯ НА РАБОТУ, РЫБУ В РЕКЕ ЛОВИ.
ПАРЕНЬ: Я НЕ СОГЛАСЕН.
В его руке оказывается бутылка спиртного, он разглядывает подарок, думает и неохотно кивает. Девушка подходит к нему, гладит по плечу.
ДЕВУШКА: ЛУЧШЕ ДВУХ РОДИМ. ПРО ЗАПАС. МАЛО ЛИ В КОГО ТЕПЕРЬ ДЕТИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ.
ПАРЕНЬ: ДА, ТЫ ИДИ, Я ДОГОНЮ.
Девушка уходит, волоча за собой сеть и сумку парня. Он стоит у парапета, воровато озирается. Птица уже улетела. Парень вскакивает на парапет и наклоняется над водой. Из воды высовываются несколько страшнейших рыл и клацают зубами. Парень отшатывается, падает на камни мостовой. Сидит и кряхтит, потирая бока.
Начал падать снег. Встает солнце. Мимо парня к реке проходит рыбак — мужик в треухе, с удочкой и деревянным ящиком.
ПАРЕНЬ: МУЖИК, НЕ ХОДИ К РЕКЕ! ТАМ, ПОНИМАЕШЬ, РЫБА СОВСЕМ ОЗВЕРЕЛА И ЧЕРТ ЗНАЕТ ЧТО ВЫТВОРЯЕТ. НЕ ХОДИ, МУЖИК, ВОДА ЛЕДЯНАЯ, ВРЕМЕНА ЛИХИЕ...
Мужик оборачивается, радостно трясет головой и приветственно машет треухом. Потом ступает на реку — вода уже покрыта льдом. Мужик выходит на середину реки, к полынье, из которой валит пар. Закидывает удочку. Тут же клюет — он дергает и из воды показывается зубастая пасть огромной рыбины. Мужик в треухе отбрасывает удочку, обнимает рыбину и исступленно целует ее в рыбьи губы и зубы. Рыбина его обнимает плавниками. Затем рыбина ныряет. Рыбак сидит и трет глаза. Парень думает.
ПАРЕНЬ: А ЕСЛИ, НАПРИМЕР, У МЕНЯ АМНЕЗИЯ? ПОЛНАЯ И ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОТЕРЯ ПАМЯТИ! И Я НИ ПРО ЧТО НЕ МОГУ ВСПОМНИТЬ: КТО САМ ЕСТЬ, С КЕМ ЖИЛ, КАК СОБИРАЛСЯ ЖИТЬ. ЗАМАНЧИВО ЗВУЧИТ, ЧЕРТ ПОДЕРИ. РЕШЕНО, Я ОДИН, Я СОВСЕМ НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, У МЕНЯ ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ.
РЫБАК: ЭЙ, ПАРЕНЬ, ТУТ К ТЕБЕ ПРИШЛИ.
По набережной идут трое — дородная дамочка свирепой наружности, в мохнатой шубке, а с нею два пса. Парень при их появлении заметно пугается и сникает.
ДАМОЧКА: МЫ БЕСПОКОИМСЯ, КУДА ПОДЕВАЛСЯ НАШ ПАПУЛЕЧКА. А НАШ ПАПУЛЕЧКА СИДИТ СЕБЕ НА БЕРЕЖКЕ И В УС НЕ ДУЕТ. ДЕТКИ ПРОГОЛОДАЛИСЬ, НО ПАПУЛЕЧКЕ ВСЕ РАВНО!
Псы гулко гавкают и скалят клыки. Парень встает и идет к ним.
ДАМОЧКА: ДЕТИ, ПОЗДОРОВАЙТЕСЬ С ПАПОЙ.
ПСЫ: ДОБРОЕ УТРО, ПАПА. МЫ ХОТИМ КУШАТЬ.
ПАРЕНЬ: ДА, СЕЙЧАС, Я ЧТО-НИБУДЬ ПРИДУМАЮ. ТОЛЬКО ВЫ НЕ КУСАЙТЕ МЕНЯ, НЕ НАДО.
Он уходит. За ним бегут псы, норовя цапнуть за ноги. Последней уходит дамочка, и виден тонкий длинный хвост, который торчит у нее из-под шубки. Рыбак на реке, повертев головой от удивления, достает из-за пазухи бутылку, прикладывается и затягивает песню.

РЫБАК: СНОВА ЗАЖГЛА КОСТРЫ
                ОСЕНЬ ИЗ ТОЙ ЛЮБВИ
                ТОЙ, ЧТО СЖИГАЛА НАС
                СТОЛЬКО РАЗ, СТОЛЬКО РАЗ…

КОНЕЦ ПЬЕСКИ

НАВЕРХ