К.   Ф е д о р о в


Б Ы   (д н е в н и к  а н а р х и с т а)


03.12.83 г.
"В свое время и в своем месте было провозглашено: "Пусть цветут все цветы". Несколько позже было добавлено: "за исключением ядовитых". Так вот ландыш ядовит. Это общеизвестно. Но столь же общеизвестно, что вытяжка из него помогает работе человеческого сердца".
(В. Солоухин. Трава)
Без крайне левых серединка была бы значительно правее.
К. Ф.




Следующий ниже текст представляет собой выборку из записок К. Федорова (первая папка, материалы примерно с 1966 по 1987 годы: "Часть 1. Протест"), расположенную составителями согласно хронологии. Полный текст первой папки, не подвергавшийся редактированию, можно скачать здесь.
Рукописи существуют на бумаге в виде полуфабрикатов со следами авторского замысла расположить записки "по смыслу" (не "по порядку"), восстановить который однако не представляется возможным. Публикация будет продолжаться. О тексте и его связи с авторской судьбой читать здесь.


Часть I

ПРОТЕСТ


03.03.66 г.

У Хрущева на правой руке не хватало среднего пальца. Но зато было два указательных.


14.05.66 г.
Принципиальный человек в настоящее время — это герой, одиночка.

Бытие определяет сознание, и хоть ты тресни, в социалистическом быту ты будешь "социалистом", как самый благонамеренный капиталист при капитализме — капиталистом. Ты прелесть, душка, но ты получаешь триста р. и не хочешь расстаться со своим местом, как капиталист, критикующий систему капитализма, не расстанется со своим предприятием.

01.07.66 г.
— ВЫ должны! Я руководствуюсь высшими соображениями.
— Какими? Вы руководствуетесь высшими, а нам достаточно низших?

07.01.72 г.
Быть патриотом, пресекать "козни врагов" и т. п. следует в период становления, а не в период загнивания государства. История учит этому.
В период загнивания "козни" как раз нужнее, чем патриотизм. Этому учит история.
В период становления нужны были Павлики Морозовы и ему подобные.

19.11.74 г.
"Нельзя владеть чем бы то ни было, не владея прежде всего самим собой".
(Л. Г., № 39, 1974 г.)

Как владеть собой? Делать все по режиму? — Это режим владеет тобой. Делать, что в голову взбредет? — Это физиология или природа владеют тобой.
Не может человек владеть собой. Им что-то владеет. Но можно попытаться отдавать себя во власть по своему произволу то физиологии (природе), то режиму, а иногда поступать назло самому себе. Возможно это даст иллюзию свободы, власти над собой.
В 12-30 мне захотелось есть. Привычка (режим) и физиология толкают меня.
К черту! Я поступаю назло себе и не иду обедать. Я владею собой. Я свободен.
Чтобы быть свободным, нужно разрушать инстинкты.
Разрушать инстинкты и быть свободным. — Да.
Но, — подавлять естественные процессы в организме, значит разрушать организм.
Нюанс: не все естественные процессы способствуют сохранению организма.
Резюме: подавляй естественные процессы, разрушающие организм. Не пей, не кури, не прелюбодействуй, не ешь соленого, не ешь много, работай.
Будешь свободным и в сохранности.

Проходя служебную лестницу от, скажем, А до Я...
Чтобы стать Д, нужно обладать качествами Д. Д еще не обладает качествами, необходимыми для К. Некоторые из Д обладают качествами, необходимыми для К. Они становятся К. Некоторые из К становятся У. И т. д., до Я.
И вот что интересно: у А имеются многие качества Я. Но М не нужны качества А. Поэтому А не станет М и не дойдет до Я.
Человек не должен командовать человеком. Человек должен делать что-либо свободно, т. е. осознав необходимость делать это.
Поэтому не д. б. командиров, а д. б. "воспитатели".
Капиталист присваивает плоды труда. Командир присваивает достижения, идеи подчиненных.
Интерес командира — карьера.
Интерес подчиненных — дело.

03.07.77 г.
"Крупица той веры в немногие простые истины, какой вы должны держаться, если хотите жить пристойно и умереть легко".
Джозеф Конрад (Лорд Джим)
"Известная готовность умереть наблюдается довольно часто, но редко встретите вы человека, облеченного в стальную непроницаемую броню решимости, который будет вести безнадежную борьбу до последней минуты: тяга к покою усиливается по мере того, как тает надежда, и побеждает наконец даже желание жить".
Джозеф Конрад. Там же.
Очевидно, иногда нужно читать книгу не из любимых, браться за дело — не то, которым ты бы предпочел заняться. Это — для развития, которое невозможно без новых впечатлений.
А то я почувствовал застой, читая лишь любимых анархистов и о них.
"Люди хотят, чтобы принимали во внимание их тонкое белье".
Джозеф Конрад (Лорд Джим)

27.04.78 г.
Миллион человек жило в городе.
Тысячи лиц мелькало перед ним.
Сотни людей знал он лично.
С десятками здоровался ежедневно.
Несколько человек были ему друзьями.
Но единомышленников у него не было.
Он был анархист.
Кто из друзей был близок к анархизму? Леонов? Провозглашал "Да здравствует мировая анархия!", не любил начальников и ругался с ними, но за то ли, что они принадлежали к классу власть имущих — навряд ли. Просто липкая неприязнь. Кандов, просивший: "Запиши меня сегодня в партию анархистов", когда он ему сказал, что и эта его концепция совпадает о анархистскими идеями? Но он раб положений. Степнов, люто ненавидящий современное положение, отрицающий свою обязанность участвовать в субботниках, предрекающий смену существующего строя в нашем тысячелетии? Но он реалист. "Утопия это", — говорит он об анархизме. Дядечкин, не друг, а просто был он ему представлен, высказывающий анархистские мысли, но отрекающийся от клички "анархист"? Сыркин, знакомый, сыроежка, покупающий и читающий книги по анархизму? Нилов, пробирающийся сквозь дебри тех трех книг по анархизму, которые он попросил почитать, чтобы понять его? Геша Гонкин — не упомянувший об анархизме ни слова за два часа монолога, но положивший на стол партбилет и искавший Сахарова для восстановления справедливости? Ближе них никто не был к анархизму из его знакомых. Очень далеки они были от анархизма.
Как среди миллиона минчан найти единомышленников? Зачем? Зачем анархисту единомышленники? Не о тактике ли борьбы за анархические идеи собираетесь вы говорить? Не лишать ли себя индивидуальной свободы, чтобы обречь себя на замкнутый круг деятельности?
Усталый анархист, вот кто я такой. Бессмысленность всяких новаций, революций, идей о справедливости вижу я. Лишь кусок. хлеба дали человеку четыре смены экономических формаций, четыре революции. Досуг они ему дали? Досуг имеет, имел три тысячи лет назад и будет иметь лишь тот, кому ничего не нужно, кроме куска хлеба, угла и пары брюк (а на самом деле кроме трехразовою питания, комнаты два на три метра и одежды), а также возможности оплатить все это ценой восьмичасового рабочего дня. Желающий "жить не хуже людей" или не имеет досуга или не имеет совести. То же самое моральное расслоение, что и четыре тысячи лет назад: один слой — обеспеченные власть имущие, не сознающие несправедливости, неправедности существующего порядка;
прослойка — те же, но сознающие;
второй слой — необеспеченные подчиненные, ориентирующиеся на верхний слой, желающие "жить на хуже людей", не сознающие неправедности существующего порядка: поставляют кадры в первый слой;
прослойка — те же, ориентирующиеся..., желающие..,, но сознающие неправедность людей первого слоя;
последний слой — идеалисты, верующие в возможность искоренения несправедливости полумерами.
Только полное равенство и контроль за его соблюдением, полный и жестокий.

Верить себе вопреки всем аргументам. Отстаивать свой путь к истине. Ибо путей к истине много, но мой путь всегда добрее.

"Все по-настоящему плохое начинается с самого невинного", так сказал Хемингуэй.
От чего он меня предостерегает?
От чего вообще следует предостерегать человека?
От пьянства, разврата, трусости, от принципа "моя хата с краю", от послушания, приспособленчества, конформизма.
Человек должен быть революционером, неистовым правдолюбцем, "не умеющим жить", искателем, и добрым.
Приспособиться и выжить умеют все. Пройдя дорогу жизни гуськом, след в след, обыватель с гордостью повторяет: "Жизнь прожить — не поле перейти".
"Иди своей собственной дорогой", вытаптывай тернии, пусть "тебя назовут чудаком". Твоя "гибель — переход к высшему". "Общение с чудаками делает чудаков особо опасными". Смотри, сколько их. А следом за ними можно уже идти, это безопасно. "Я люблю не умеющих жить, — говорил Заратустра, — их гибель..." ставит вехи в опасных местах.

21.10.78 г.
Когда нужно развлекать кого-то, внушением вместо алкоголя уничтожь тормозящие центры. Первую пришедшую в голову идею — реализовывай, — не задумываясь о последствиях, о том, что это тяжело, дорого, может не получиться. (Делай, как пьяный. — 11.06.83 г.)

06.12.78 г.
Для того, чтобы быть свободным, надо наложить на себя оковы, по Ницше.
И вот я сижу. Оковы: не есть, не курить и держать себя в руках.
Вспомни-ка:
Не суетись,
живи растительно,
забудь ближайшую цель, помни о единственной — анархия и бессмертие, —
и, тщательно обдумывая ситуацию,
с могучей силой будучи собой
и попирая ногами то жалкое благополучие…
Я готов попрать ногами благополучие; единственное, что мне нужно — 5 квадратных метров одиночества.
Суета мешает сосредоточиться, скука — помогает.

Степнов — единомышленник. Но ездить к нему и болтать об этом почему-то не тянет. К нему можно идти с делом, болтать больше не о чем.

Не хвастун, сдержанный человек, выигрывает в глазах окружающих, когда вдруг обнаруживаются его достоинства.
Не стремись болтать, не ищи единомышленников, вскрывая их своей болтовней об анархизме, о загнивании и тому подобных фрондерских темах. Твори анархию! Слова не для того служат, чтобы их слушать или говорить. Слова служат, чтобы делать дела. Делай дела! Пиши, чтобы убедить, если это правда. Изучай.

10.12.78 г.
Власть имущие.
При монархии это аристократы.
В буржуазном обществе — имеющие деньги.
При социализме — обладающие возможностями и влиянием.
И вот они отличаются перед законом и порядком от подчиненных. Закон еще старается не отличать бугра от подчиненного. Но порядок — перед порядком в фаворе бугор.

10.12.78 г.
1. Беги вперед, парень, нечего сомневаться.
2. Стома — смерць. Жывi вышэй сiл сваiх i станеш жыць доуга.
3. Рабi нечаканае, рабi як не бывае, рабi як не робiць нiхто — i тады пераможаш.
4. …каб праклятая непазбежнасць круцiла i ламала табе рукi.
5. Что стоишь! Время уходит!
6. Не изменяй разуму и воле.
7. Цель — ничто, процесс — все.
8. Исполняй немедленно свою ближайшую обязанность и станешь господином будущего.
9. Я люблю не умеющих жить. Их гибель — переход к высшему.
10. Побеждай себя ежедневно.
1. Видое Подгорец. 2. Ул. Караткевич. 3. Ул. Караткевич. 4. Ул. Караткевич. 5. Надпись на часах. 6. К. Федоров. 7. В. Леви. 8. В. Фишер. 9. Ф. Ницше. 10. К. Федоров.

16.12.78 г.
Живи тихенько. Побеждай себя ежедневно.
Живи скучно. Тогда мозги заработают, когда нечему будет работать.

Виктор Хара на стадионе.

23.01.79 г.
Почитать в библиотеке: Корноухов Е. М. Борьба партии большевиков против анархизма в России. "Политиздат", 1978 г., 18 л. 30 000 экз., 1 р. 45 к.

Ежедневно: анархия и бессмертие.

05.02.79 г.
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ. ДЕЯТЕЛИ АНАРХИЗМА.
У истоков анархизма такие имена как Петр Алексеевич Кропоткин, Михаил Александрович Бакунин, Прудон, Гердер, Элизе Реклю, автор многотомной "Земля и человечество". Менее известны имена: Д. Гильом, Жан Грев, Иоганн Мост, Зиновий Арборе-Ралли, Февастьян Фор, бр. Гордины, А. А. Боровой, проф. экономических наук, Русов, Заяц.
II. АПОЛОГИЯ НЕСТОРА ИВАНОВИЧА (реабилитация)
III. ТЕРРОР.
IV. СОВРЕМЕННЫЙ АНАРХИЗМ.
V. КРОПОТКИН.
VI. А. А. БОРОВОЙ.
VII. Э. РЕКЛЮ.
VIII. БР. ГОРДИНЫ.
IX. КРИТИКИ АНАРХИЗМА.
Х. КАК СТРОИТЬ АНАРХИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.
К I: Ванцетти, Фурманов, матрос Железняк.

Прочитав книгу, писать к ней послесловие. Завести тетрадь "Послесловия", где оценивать анархичность автора и другое все. Затем лишь читать о книге предисловие.

29.03.79 г.
Возникла идея свежая — я ее стремлюсь реализовать, не обдумав ее последствия. Обожаю свежие идеи.

30.03.79 г.
Пишут: не надо стрессов, занимайтесь аутотренингом.
Бросьте! Стресс, волнение, горечь, обида, злость помогают организму выполнять поставленную перед ним задачу.

08.06.81 г.
"Заговорить себя" кем-то просто, стоит начать слушать. Ибо каждый прав. Чтобы не дать уговорить себя, надо не вслушиваться, а помнить, что моя правда добрее.

"Что стоишь? Время уходит!"
Надпись на часах.

24.01.82 г.
Рукописи по анархизму складывались в папку и потихоньку заплакивались.

07.03.82 г.
Страдающие — способны к состраданию. И дети их добрее к людям. Людей жалеть они учатся, жалея мать.
Это я ехал и смотрел на двух сидящих напротив матерей с детьми. Все пытался разобраться, почему девочка мне приятнее пацана.

09.09.82 г.
Троллейбусные стихи.
Едет он по неровной дороге,
Которая кажется гладкой,
Когда едешь медленно.

15.09.82 г.
Партия готовит себе могильщика. Возбуждая ненависть к предыдущему строю, она растит недовольство нынешним.
В меру был плох предыдущий. Не без меры. Правда, это не снимает необходимости его гибели. Как и нынешнего.

13.10.82 г.
Речь перед подчиненными:
— Мы заключим договор: я не буду есть вашу траву, а вы будете за это поставлять мне свое мясо. Я не буду несправедливо к вам относиться, а вы за это питаете меня своими идеями. Договор этот, несправедливый по сути, является на сегодняшний день единственно возможной формой организации труда.

20.01.83 г.
В. Конецкий, моряк-писатель. Вроде бы мужчина. Пишет:
"Конечно, он (Хемингуэй — К. Ф.) был немного анархистом, когда писал "Я сам часто и с удовольствием не понимаю себя", но если убрать "с удовольствием", то какой честный человек не подтвердит этих слов за ним?"
(237-70).
Ах, К а п е ц к и й, изучите анархизм.

14.07.83 г.
А что после анархизма? Отнюдь не конец социального развития. Нарастут противоречия и проклянут евангелие от Кропоткина, не исключившее неравенства людей.
Что назреет? Неравенство умственное. Менее умные обвинят творцов, что те не занимаются ликвидацией этого неравенства, неравной способности к счастью.
Получается, что общество будет стремиться к нивелировке, к муравейнику?
Антагонизм между способными к изменению и выполняющими изменения — это общее наименование антагонизма при всяком общественном строе, в том числе и коммунистическом.
Постанархизм будет добиваться, чтобы каждый любой мог, буде ему захочется, овладеть любой способностью, любой чертой характера, — народ этого будет требовать от творцов.

Оплата по труду — принцип социализма.
Две меры оплаты по труду:
первая — за эффективность труда оплачиваются непроизводственные работники: управляющие, творческая интеллигенция и т. д.,
вторая — за количество труда оплачиваются производители, рабочие, независимо от эффективности. Это тот же наемный труд, где продающий свою силу не заинтересован (очень слабо заинтересован) в эффективности своего труда. Это как при крепостном праве: отбыть барщину, а что получится — не интересно. Освобождение крестьян почему прогрессивное явление? Не от гуманности акта, а от его экономической целесообразности: крестьянин работает сам на себя, лучше поработает — больше получит. Причем интерес не однодневный, а надолго растянутый, с посева до урожая, и даже на много лет — надо обеспечить плодородие почвы, сорта и т. д.
А у современного рабочего какой интерес? Сегодня сделал, пропихнул через ОТК — все О.К.! Заплатят.
Что, следовательно, нужно? Нужно раскрепостить рабочего. Как?

14.07.83 г.
Отряхнитесь от аксиом детства.
Многое мы воспринимаем как аксиомы с детства, когда всякое правдоподобие принимается за истину.

О прочувствовании каждым старости, чтоб ценить молодость и здоровье — недельку побыть стариком без здоровья.

"Б. Брехт принадлежит к тем проницательным художникам, которые умеют вскрыть материальную подноготную любой, самой "идеальной" лжи".
И. Фрадкин (2019-6)
Наши красивыми словами прикрывают головотяпство управляющих.
А "Он враг "возвышенного", ибо знает, что за ним подчас скрывается и из каких источников проистекает подозрительное пристрастие к красноречию и патетике".
И. Фрадкин (2019-6)
"Объяснение поступкам "великих людей" … следует искать не в той сфере, где его ищут мифотворцы... и сочинители казенно-героических легенд, а в сфере классовой борьбы и самых низменных, тщательно скрываемых материальных интересов господствующих классов".
И. Фрадкин (2019-11)

23.07.83 г.
Робер Мерль. За стеклом. Прогресс. М., 1972 г.
О Даниэле Кон-Бендите: стр. 32, 56, 198, 200, 245, 249, 266… 274, 282, 294… 295, 308, 319, 325, 349, 357, 362, 125, 158… 162, 326… 329, 355.
Анархи: 56, 245, 275, 73, 175, 190, 358… 360.
"У нас нет вождей. Самое большее, рупоры идей" (-62).
Анархисты: 130, 308, 397, 198, 137, 135, 17, 21.
Кон-Бендит: 12, 28, 23… 24.
Махно: 23.
"Прокитайцы (и) канархисты скорей уж аскетичны" (-135).
"Уход в компенсационные грезы". "Я веду себя как Гамлет, вместо того чтобы действовать, заношу на дощечки свои словесные находки, это тоже форма компенсации" (-193).
Мао Цзэдун: 247… 248.
Троцкий: 247… 248.
"По мастерству убеждения речь Дани, при всех различиях тона и регистра, стоила речи Марка Антония в "Юлии Цезаре": первый период: демагогия, смачная шуточка, чтобы привести слушателей в хорошее настроение; второй период: captatio beneyolentiae (стремление завоевать благосклонность) — я не располагаю никакой властью, у меня просто глотка луженая (см. Марк Антоний — я никто, я просто солдат, который не умеет даже складно говорить); третий период: уступка — пожалуйста, делайте, если вам так хочется! (Брут — почтенный человек); четвертый период: поворот на 180° — но вы будете последними болванами, если так поступите (Брут — предатель)" (-327…328).
"Анархи должны преодолеть свою робость к организации".
Давид Шульц, анарх, персонаж (-350).
"Первое правило анархистского лидера: никогда не выглядеть лидером" (-358).
Именно интеллигенция "всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе" (Ленин) (-16).
"Будьте реалистами, требуйте невозможного".
Лозунг мая (-20).
"Без нетерпения изменить мир, пусть даже в одиночку, чем была бы История?"
Андре Вюрмсер (-20).
У нас накаляется обстановка повышениями цен и исчезновением продуктов. Если власть предержащие продолжили бы эту политику игнорирования общественного настроения — что-либо могло бы произойти. Но стоило улучшиться снабжению — люди успокоились.

21.08.83 г.
Эпизод. Первый.
— Послушайте, вы представляете, что такое технологический процесс? Вернее, регламент технологического процесса. Так вот, технолог пишет регламент технологического процесса: "Здравствуйте". Затем он описывает операции, как положено. Но к операции рихтовочной пишет примечание: "Иначе фрезеровкой не будет обеспечен размер 82, влияющий на собираемость изделия". А в конце пишет: "Честь труду!"
— Не может быть! — все улыбаются.
— Шучу, — сознается Федоров. — "Здравствуйте" он не пишет. Но примечание к операции и "Честь труду" пишет.
— Странный парень. Или женщина?
— Мужчина. 27 лет. Хороший специалист, здоров, сдвигов никаких, правда, холостяк. Естественно, его заставляют переписать — он отказывается. Говорит, что мы не при капитализме живем, где от рабочего требуется слепое повиновение. Что наши тексты техпроцессов приводят к тому, что рабочий просто не выполняет то, что считает ненужным. Что надсмотрщиков нужно держать для проверки послушания: мастера, технологов, контролера — нахлебников. И что это специально так и делается, чтобы оправдать существование нахлебников.
— А "честь труду"?
— Говорит: "Не цепляйтесь к пустякам. Я этим не навредил".
— Послушай, Федоров, так это ж наш человек.
— О чем я и говорю. Причем, он не начальник и не требует, чтобы все писали как он.
— Молодец, парень с юмором.
— И нам его пора выручать. Дело в том, что на предприятиях отрасли выходят из строя по старости мостовые краны. Нужны новые. Так не нашли ничего лучшего, как организовать их производство на своем предприятии, штук по 50 в год. В то время как есть завод, выпускающий 2000 кранов в год, которому лишние 5 % штук сделать — раз плюнуть. А 50 штук в год наладить выпуск — это миллионы нужно вложить. Вот он и заблажил. "Не буду!" — вопит и чуть не плачет. Ведь накажут. А он по сути прав, протестует против швыряния миллионами народных денег.
— Не дадим. Готовим тексты.

22.08.83 г.
Конструктивные анархисты.

23.08.83 г.
Коммунисты боятся открытого диспута. Я — последователь анархизма в теории и сочувствующий д. анархизму в практике.
Анархизм — это просто: долой всякую власть. Д. анархизм — тоже просто: долой всякие проявления власти, если они вредят людям в целом, причем "долой" выражается в неподчинении, неповиновении.
Где граница, как выбрать между пользой какому-то числу людей и вредом другому числу?
П — польза, величина пользы от изменения,
Лп — количество людей, которым полезно данное изменение,
В — вред от изменения, величина,
Лв — количество людей, которым вредно изменение.
Если ΣП · Лп = ΣВ · Лв, то надо бросать монету,
ΣП · Лп = π — общечеловеческая польза от изменения,
В · Лв = ß — общечеловеческий вред от изменения.
Если π>> ß, то, естественно, изменять нужно даже вопреки властям.
Если же π << ß, то изменение проводить нельзя, несмотря на все призывы анархистов.
В этом — д. анархизм.
А если просто π> ß? Что делать? Где объективная мера необходимости изменения?
Нужно вводить количественные методы в этику, в анархизм.
Допустим, мерой пользы является счастье. А в чем мерить счастье? Положительные реакции и отрицательные. Сила их. Влияние на долголетие (?).
Допустим, мерой пользы является счастье. А в чем мерить счастье? Положительные реакции и отрицательные. Сила их. Влияние на долголетие (?).
Допустим, количество положительно возбужденных нейронов — Нп.
-"-отрицательно, вредно-"-— Нв,
Длительность их возбуждения — Тп и Тв.
П = Σ'n Нп · Тп — польза от изменения для одного человека в течение всей его жизни.
В = Σ'n Нв · Тв — вред-"-
А может ли быть, что положительные возбуждения нейронов отличаются интенсивностью? Спросить у физиологов. И хорошо ли это, если Нп = Нв или нужно, чтобы Нп = 3Нв? Сколько положительно возбужденных нейронов нейтрализуют один отрицательно возбужденный нейрон?

23.08.83 г.
Эпизоды.
— А с чего ты начался?
— Я начался с цитаты из манифеста пан-анархистов: "Дворники, творите анархию! Швейцары, творите анархию! Проститутки, творите анархию! Преступники, воры и убийцы, рыцари ночи, станьте рыцарями дня, творите анархию!"
— Врешь, не так она звучит. "Дворники, творите анархию! Швейцары, творите анархию! Кандальщики, воры, убийцы, проститутки! Сыны темной ночи, станьте рыцарями светлого дня… Творите анархию!" Чуть-чуть отличается, а смысл уже другой. Твой цитатчик прилгнул невинно.

О почтовых ящиках.
— Воплотил?
— Нет еще.
— Почему?

— А что, если каждый так будет?
— Если каждый так будет, получится вот что. — Он подошел и показал выбитую в траве тропинку. — А я поднялся не по ней, а рядом. Зачем вытаптывать траву?

24.08.83 г.
Сидоров:
— Д'анархисты?
— Нет. Д. анархисты.
Помолчал Сидоров.
— Д'анархисты?
— Да нет же, д. анархисты. Не д-анархисты. Дэ анархисты.
— Не дури человеку голову, Джорджоне. Правильно произносишь, Леня, шельмует он тебя. Дисциплинарные анархисты, д. анархисты, данархи, даны — самоназвание.

25.08.83 г.
На работу Витя Петров пришел в бальных туфлях, аж все возрадовались.
— Понимаете, порвал оба туфля. Один сам порвался, а на второй наступили в троллейбуса. Посмотрел внимательнее — там кожа толщиной 0,2 миллиметра или 0,1, — объяснил Витя. — На фиг вам радоваться за меня.
— Принеси туфли мне, — попросил Федоров. — Дай порезвиться.
Со злосчастной парой блестящих, с нетронутой подошвой ботинок Федоров зашел к завсекцией ЦУМа и вытребовал у нее адрес изготовителя. Затем написал письмо.
Дорогие товарищи!
Возвращаю вам вашу продукцию. Убедительно прошу выслать в мой адрес фамилии следующих лиц:
кто делал эту вещь,
бригадира,
мастера,
начальника цеха,
директора завода,
министра,
контролера ОТК,
мастера ОТК,
начальника ОТК,
парторга цеха,
предцехкома,
предзавкома,
комсорга цеха,
секретаря комитата комсомола завода,
председателя цехового поста народного контроля,
председателя заводской группы народного контроля,
редактора цеховой стенгазеты,
редактора заводской стенгазеты.
Хотелось бы также иметь групповою фотографию упомянутых товарищей вокруг высланной мной вещи. Сорганизуйтесь, пожалуйста.
Искренне ваш недоброжелатель
Д. А. Федоров.
И вместе с туфлем выслал заказной бандеролью с уведомлением о вручении.
Текст письма с копии он отпечатал на машинке и размножил на "Эре" и раздал знакомым, пообещав им сообщить о результатах своего письма. "Может и вам пригодится".
Через две недели он получил заказное письмо с цветной фотографией четырнадцати человек, стоящих вокруг стола, на котором, отражая окна, стояла туфля. На обороте надпись:
Слева направо: Иванов Иван Иванович, бригадир,
Петров Иван Петрович, мастер,
и так далее,
в том числе и директор Сидоров Петр Евгеньевич.
В письме было:
Уважаемый Д. А. Федоров!
06.09.83 г. выслали по почте вашу туфлю. Одновременно высылаем пару туфлей, качество которых проверил лично начальник ОТК. Фамилию непосредственного исполнителя установить не удалось. Случай брака был обсужден на собрании бригады; фотография бригады будет выслана позднее, т. к. Фотографу поручено отретушировать нахальные ухмылки отдельных членов бригады в покаянные мины. Предцехкома Васильев Василий Васильевич, редактор стенгазеты завода Славин Вячеслав Васильевич и комсорг Петров Петр Иванович находятся в отпуске. Министр Евгеньев Евгений Евгеньевич приехать на фотографирование не смог, т. к. заболел.
Мы выражаем искреннее сожаление о причиненных Вам неудобствах и надеемся повысить личную ответственность исполнителей.
С уважением
директор завода
П. Е. Сидоров. Подпись".
Через три дня Федоров получил три туфли. Вася Петров был рад.
А Федоров открыл контору по отсылке бракованных вещей на предприятия. Если вещь заменяли, владелец вещи оплачивал расходы конторы. Если нет, расходы шли за счет конторы. Но пополнялся фонд "Музея вещей при социализме". Уже посещали его горожане и сотому посетителю через месяц был вручен "Диплом сотого посетителя" с правом посещения музея в течение ста ближайших лет беспошлинно и в любое время.
Это можно отредактировать и послать в "Вожык", "Крокодил" или "Вечерний Минск".

07.09.83 г.
— Сначала я вам отвечу нет, а потом вместе подумаем, правильно ли я ответил.
Федоров всегда поступал таким образом (или говорил "отвечу да"), проверяя соответствие первого побуждения разуму.

— Курица рожала, рожала эти яйца, так надеялась: будут дети, а вы — омлет.

23.09.83 г.
— Почему контролеру, когда едешь без билета, ты строишь глазки, а на директора школы, прорабатывающего за нарушение дисциплины, смотришь волчонком?
Может ли человек в 15 лет защитить перед взрослыми свое пробуждающееся классовое сознание? На него обрушатся все: премудрые пискари, проданные перья, жирующие у кормушки, подбирающие крошки, надеющиеся на лучшее — вся рыбья гниль будет морочить ему голову, все болото будет засасывать его в себя. Классово темный зависимый начинает с построения глазок контролеру, потом приходит в умиление перед мудростью и человечностью управляющих, допускающих его иногда лизнуть из кормушки, потом предает свой класс. Классово темный или послушен или бессилен.

23.09.83 г.
В пединституте экзамены вступительные — на доброту и честность.

— Мама меня посадит, если ты за анархизм пострадаешь. А мне нужно года три, чтобы досоздать теорию. А потом сажание послужит только рекламе анархизма, потом можно и сажаться.

19.11.83 г.
Эпизод.
Таки вызвали. Федорова. Пришла повестка. К №/ часам в управление ГБ, адрес, комната номер.
— Да, я. Нет. Не понимаю. Почему? Нет, гражданин майор, не согласен.
Снисходительно:
— Можете называть меня "товарищ майор".
— Не хочу.
— ...
Ничего, думаю, переморщится. Но завелся, злой стал.
— Нет, гражданин майор... Вы некомпетентны оценивать последствия моего "учения". Вызывайте экспертов. Организуйте мне беседу с каким-либо доктором философских наук. Если он меня переубедит, то и в тюрьму меня сажать не надо, тратить государственные средства, я сам ликвидирую все последствия. И буду активнейшим бардом против учения. Даже по радио выступлю, как ренегаты делают. А может быть, он и не найдет вреда в моем "учении", может наоборот, пользу увидит.
И был свободный человек А. С. Санин. Один из немногих, кто не раб. Он был скор на переход от идеального разумного к материальному действительному и этим был неожидан и интересен знающим его. Это был анархист милостью божией. Не д. анархист, а чистый стихийный анархист. Ему бы почитать "Любовь к электричеству", "За стеклом", затем "Речи бунтовщика".
А еще был Степнов.

21.01.84 г.
"Роль анархистов в социологии…: их дело подготовить среду, в которой люди смогут свободно эволюционировать; развить мозги людей так, чтобы довести их до понимания возможности полной свободы, возбудить в них волю ее завоевать".
Жан Грав (241-278)

У С Т А В С Д А (краткий)
1. Членом СДА до принятия программы СДА может быть любой гражданин Советского Союза
— признающий анархизм идеалом человечества, признающий социализм (отмену частной собственности на средства производства) необходимым этапом построения анархизма и отрицающий признание реального социализма единственно верным путем построения коммунизма,
— содействующий ускорению перехода к анархизму своей д. анархической деятельностью,
— живущий согласно д. анархическим принципам.
2. Д. анархическая деятельность заключается
— в открытом отказе совершать действия, вредные людям,
— пропаганде идей анархизма и д. анархизма,
— активном противодействии совершению изменений, вредных людям,
— борьбе за право заниматься д. анархической деятельностью,
— организации д. анархических действий. За эту деятельность д. анархист может подвергнуться преследованиям,
— тогда все д. анархисты обязаны бороться за реабилитацию товарища.
3. Д. анархист обязан (? — Прим. автора) активно совершать действия и не чисто д. анархические:
1) творить добро людям, в том числе и одному человеку, в том числе и незначительное,
2) не вредить людям даже в мелочи,
3) исправлять вред совершенный, предотвращать совершение вреда, активно участвовать в отмене или изменении авторитарных документов, если они вредны людям,
4) искать, проводить и внедрять изменения, полезные людям.
(Под вредом людям имеется в виду ухудшение физического или морального состояния даже одного человека. Добро, польза — улучшение. Справедливость — соответствие воздаяния деянию.)

01.03.84 г.
Основной принцип социализма — "каждому по труду". Вот уже 67 лет он не воплощается, ибо меры труда — нет.

01.03.84 г.
Личное.
Сызмала я придавал слишком большое значение словам. В пионерлагере ввязывался в диспуты:
— Таких говорков …ли с бугорков.
— А на ровном месте штук по двесте.
— Таких начальников за ..й да в чайник.
— А я …л тебя в лесу,
Завтра справку принесу.
Не все дети принимали участие в таких диспутах. Не всем это нужно — побеждать языком. Не это нужно, чуют и дети.
Не с того ли времени у меня стремление словами решать проблемы?

04.04.84 г.
Следовало бы обратить внимание, что опять, как до Маркса, "философы лишь объясняют мир, в то время как дело заключается в том, чтобы изменить его", в том числе советские "философы". Наши философы только и занимаются утверждением существующего. А революционная марксовская философия требует познавать, чтобы изменять. Пресса и философия прикидываются исключительно наивными, признавая и борясь с отрицательными явлениями, но не объясняя их социальных корней. (Социальные корни признаются только как "пережитки прошлого".) Д. анархизм отыскивает и объясняет пороки именно социальными корнями именно социалистического общества и предлагает бороться с причинами, а не со следствиями.
Справедливо ли распределение материальных благ, когда низкооплачиваемых толкает жизнь поступаться совестью (приворовывать и т. п.)? Преимущества чистой совести — у верхних, да и то они ими не слишком пользуются. Справедливо ли требовать от народа жить честно, не давая им возможности жить честно, обладая такой возможностью самим?

10.04.84 г.
Все меняется в наше время настолько быстро, что не бросайся исполнять чужое повеление, ибо завтра оно будет отменено. Поэтому делай, во что сам веришь, делай как анархист.
А не то будешь часто попадать в глупое положение: вчера глотку драл, доказывая справедливость и целесообразность статус кво, а сегодня его отменили и ты делаешь противоположное.
Как пропагандировать эту мысль, не пугая людей анархизмом?
Пропагандируй свободу поступать по совести и не поступать против совести.

Не будем говорить о единстве советских людей, ссылаясь, что у них общая цель: построение коммунизма. Эта цель не естественная, а привнесенная извне, т. е. построение коммунизма не есть цель всех и каждого, а должно быть целью всех и каждого. Это разница. Это цель провозглашенная, а не действительно поставленная перед собой всеми и каждым. Это нужно еще добиться, чтобы она стала целью всех и каждого.

31.07.84 г.
Д. а н а р х и з м
То разумное, что предлагает д. анархизм, воплощается или воплотится в жизнь. Ученые делают то же, облекая наши ясные предложения (правда, невысказанные публично), в наукообразную форму, оснащая их системой доказательств, лавирующих между столпами марксизма и реальностями социализма.
В журнале "Советское государство и право" (№ 5, 1984 г.) обсуждаются вопросы об установлении правовых норм управления — у д. анархистов это "Закон о начальниках".
Посмотрим на проект этого закона, вынесут ли его на всенародное обсуждение.
29.01.85 г.
Каждое поколение должно делать свою революцию. Николай Тихонов должен доделывать Октябрьскую. Доделывать, а не пускать ее на самотек.
Мы же должны делать анархическую революцию и, сделав, не почить на лаврах, пожиная плоды, а выжимать из нее все, что возможно. Ибо грядет постанархическая революция. Ее будет делать новое поколение и те из анархистов, кто поймет, что нет и не может быть остановки в социальном развитии общества.
20.08.84 г.
Д. анархизм призван развить презрение к материальному благополучию. (Тут же его обвинят в казарменном коммунизме. — 16.04.86 г.)


03.10.84 г.
В чем несоответствие производственных отношений развитию производительных сил?
Производительные силы требуют активности управляемых, а производственные отношения подавляют активность, ибо верхние борются за место.

Диалог д. анархиста и оппонента.
Оппонент:
— Чистый анархизм, зародись он тысячи лет назад, требовал бы анархии уже тогда, провозглашал бы всех равными. А это же было: Спартак, Маздак и другие. И к чему бы это привело? К регрессу? Видимо, да.
Что бы получилось из безвластия тысячи лет назад? Власть — сила организующая. Для развития производительных сил необходимо было и рабство, и феодализм, и капитализм. Необходим и социализм.
Это были передовые люди: поработители, заставляющие диких варваров благоустраивать страну; феодалы, заставляющие бездеятельных земледельцев возделывать пространства; капиталисты, преобразующие мир техникой руками рабочих. (сталинские управляющие, железной дисциплиной поднявшие промышленность и сельское хозяйство. — 01.12.84 г.) Просто, когда производственные отношения становились тормозом для развития производительных сил, очередная формация клеймила позором предыдущую и делалась революция.
Д. анархист:
— Поэтому-то и не призываем мы теперь к безвластию. А назрело то, что необходимо: начальник становится тормозом развития производительных сил. Он перестал думать о деле, он думает больше о себе, система это позволяет, производственные отношения это позволяют. Он командир, он знает, что делает, а ты помалкивай, исполнитель, ибо — дисциплина.
Ибо если подчиненный докажет, что он знает без начальника, что делать для прогресса, то он поймет, что начальник вовсе и не нужен на этом месте. Поэтому начальник напускает на себя ложную многозначительность, поэтому блюдет авторитет, вопреки пользе дела защищают сказанное, написанное, не признают ошибок.
Поэтому и предлагается неподчинение (которое нужно санкционировать законом). Пусть тех, кто не умеет управлять с пользой для дела, для людей, снимают с этого места. При социализме пропасть ему не дадут, найдут работу на кусок хлеба. А на его место, может быть, и вообще никто не нужен, люди сами знают, что и как.
Оппонент:
— Извините, но это же ерунда какая-то.
Д. анархист:
— Да, увлекся. Снимать не обязательно. Для пользы дела достаточно того, что его вредные распоряжения не будут исполняться. В этом — воспитание начальника и самовоспитание подчиненных.
Оппонент:
— И что же нового вы предлагаете? Это и без вас известно: не вреди, доказывай свою правоту и так далее.
Д. анархист:
— Что нового вы сказали своим замечанием? Я об этом сам толкую: ничего нового — не вреди, не подчиняйся, если начальство вредит.

24.10.84 г.
Задача СДА сегодня — пропаганда классовой борьбы.
Казалось бы, нетрудная задача — убедить людей в том, что она есть, но взгляните на рабочих кап. стран, которые отнюдь не все признают противоположность классовых интересов и необходимость борьбы с буржуазией. Так и у нас. "Какая борьба? Какие классы? Управляющие — это мы сами".
Убедить людей, используя теорию и подкрепляя ее примерами из жизни: все трения между начальством и подчиненными — это классовая борьба, стихийная, поскольку не осознан людьми ее всеобщий и закономерный характер. Стихийность должна уступить место организованности. Ибо с управляющими, организованными административно, ощущающими классовую солидарность, имеющими партию своего класса, подчинившими своему влиянию профсоюз, — с ними бороться результативно можно только организованно, дисциплинированно. Стихия не назрела, да и назрев не принесет ощутимых плодов. Смена плохого управляющего хорошим подобна замене плохого монарха хорошим, а что из этого выходило, мы из истории знаем. (Сажали нового, не народу угодного, а власть имущим. — 15.04.86 г.) Должна быть система, не позволяющая управляющему удержаться, если он работает на себя и на управляющих, а не на людей. Должна быть изменена социальная основа. Вот за это и должны организованно бороться управляемые. Вот для этого и нужно им создать союз управляемых (СУ), предусмотрев при этом невозможность предательства их интересов функционерами СУ, для чего СУ должен быть организован как безвластная организация. Ибо в о ж д ь автоматически становится управляющим со всеми вытекающими отсюда последствиями (см. "Ах, начальничек"). Даже хороший вождь СУ не избежит пороков авторитарной системы организации союза. СУ должен быть организован на началах д. анархизма. Любой член СУ имеет право созвать собрание с повесткой дня, им определенной. (А придет на собрание тот, кому повестка интересна. — 15.04.86 г.)
Все достижения НТР должна быть направлены в первую очередь на привлечение людей к управлению, на невозможность осуществления несправедливости и т. д. Средства гласности должны служить людям, их интересам. Должна быть облегчена фиксация мнений, выступлений (ведение протоколов собраний…)

05.11.84 г.
Пороки анархизма. (В "Проблемы анархизма".)
Тоска большинства, когда умнейший среди них творит непонятное, а ему не запретишь.
(Но при социализме эта тоска тоже имеет место. Но плюс умнейшему не дают творить. Власть ему запрещает.)

11.11.84 г.
О ц е н н о с т и и н ф о р м а ц и и
"Дорога ложка к обеду". Пословица.
Глава "Зависимость ценности информации от момента ее создания или передачи".

22.11.84 г.
Мышление есть способность предвидения, процесс предвидения.
Человеческое мышление отличается вмешательством в будущее, сотворением будущего.
Животные обладают зачатками способности творения будущего (осьминог с камнем для открывания раковины). (Даже передвижение животного уже есть сотворение будущего.)
Человек же делает это с помощью передаваемой людьми информации.


22.11.84 г.
К уставу СДА
Каждый человек достоин большего, чем он заслуживает.

25.12.84 г.
О смысле жизни
Рассказ "Синяя бутылка".
Не прожив жизнь, никто не может с уверенностью вынести свое суждение, что такое жизнь. Поэтому у ищущих этого ответа всегда тяга к смерти. Чтобы, наконец, сказать себе: жизнь это то, что позади, и подвести итоги.

22.01.85 г.
Э п и з о д ы
Поднять на невыносимую высоту.

31.01.85 г.
— Я объявляю забастовку. Кратковременную, — заявил Федоров начальнику. — На час. И можете с меня высчитать за этот час.
— Могу и наказать за нарушение трудовой дисциплины.
— Можете.

19.01.85 г.
— Не твое дело. Чем я занимаюсь, — я отчитаюсь за это перед тем, кто меня поставил.
— В том и беда наша, что вы отчитываетесь не перед теми, кто производит пищу, а перед теми, кто ее отбирает и дает вам.

31.01.85 г.
— Я объявляю кратковременную забастовку, — заявил Федоров начальнику. — В знак протеста против несправедливого лишения нас премии.
Так начинал Федоров несколько лет назад д. анархическую деятельность.
И всем объявлял об этом, куря в коридоре. Час не работал.
— Чудак!
— Дурачок!
Так отзывались администраторы.
— Проставь ты ему в табеле 7 часов вместо восьми, — велел главный инженер главному конструктору.
— В суд бы подать со скандалом, — говорил Федоров в коридоре, — да сумма мизерная. Рублевое дело, не возьмется суд. Надо массовую забастовку организовать. Кратковременную И в газету об этом позвонить. И в облсовпроф.

03.02.85 г.
— Анархизм, д. анархизм — это стремление влиять на жизнь без познания ее.
— Правдоподобно. Только не "ее", жизни, познания, а параграфов, которыми ее определили.

21.02.85 г.
Прочитали ребята из Минского клуба "Пролог" Генриха Боровика и позаимствовали.
На улице огромный фотопортрет Федорова. И в мегафон Леничкин орет:
— Приходите сегодня в восемнадцать ноль-ноль на встречу с Федоровым! Он за сухой закон! Он за закон о начальниках, ограничивающий их права! Он будет отражать ваши желания, не боясь последствий! Он не будет голосовать "за", если не будет уверен в правильности решения. Он не будет воздерживаться, если он будет против. Профсоюз не поддержал Федорова, ибо наш профсоюз не поддерживает тех, кто спорит с начальством. Приходите в восемнадцать ноль-ноль на встречу с Федоровым!
До того Федоров с Леничкиным ходили к знакомому юристу и обговорили с ним все вопросы о законности таких действий. Что делать, если вмешается милиция?
— Голосуйте за Федорова, кандидата в депутаты от нетерпеливой части нашего общества. От тех, кто устал ждать обещанного бесплатного проезда в 1980 году, тридцатичасовой рабочей недели, бесплатных коммунальных услуг. Дайте реальные права народу! — говорит Федоров. Дайте народу возможность отдавать подоходный налог на те нужды, на которые он сам считает нужным. На его нужды, а не на нужды управляющих!
— В законности наших действий можете не сомневаться! Как это ни неприятно некоторым толстякам, но программа Федорова направлена на развитие социализма. Программа Федорова препятствует загниванию социализма!
Перед этим Федоров по совету юриста направил официальный запрос в Прокуратуру СССР, в Верховный Совет СССР и в Министерство юстиции с просьбой от имени десяти человек разрешить ему выставить свою кандидатуру в депутаты. И с просьбой выдать заочно или лично ему в руки "охранную грамоту", разрешающую публичную агитацию за него, предвыборные собрания, если они не содержат нарушения Конституции СССР. Одновременно просили ходатайство о предоставлении помещения для встреч с выборщиками, ибо это гарантировано Конституцией.
— Федоров обещает вернуть налогоплательщикам разницу между суточными, выделяемыми депутату, и суточными, выделяемыми простым смертным — два рэ шестьдесят коп. Федоров обещает призвать всех депутатов вернуть эту разницу! Федоров хочет показать народу, кто из депутатов приехал на сессию работать, думать, решать, а кто — ловить кайф на деньги налогоплательщиков. Федоров боролся против несправедливого лишения премии двухсот человек. И он победил! Он умеет побеждать там, где попирается несправедливость! Федоров борется против беспомощности начальников, которые не могут восстановить несправедливость! Больше доверия к людям! — требует Федоров! Люди правы в своих желаниях, ибо они продиктованы жизнью.
— Присылайте своих знакомых и приходите сами знакомиться с Федоровым, 1940-го года рождения, русским по паспорту, белоруссом по происхождению, брюнетом по масти — советским гражданином, не делающим различия между людьми по их национальности, вероисповеданию, образованию, полу.


28.02.85 г.
— Примите меня в СДА.
— Партийная рекомендация есть?
— Как это? При чем здесь?..
— От парторга предприятия. От КПСС. О моральном облике. Хороший ли вы работник или обычный или так себе. И прочее.

Приглашают Федорова в партию.
— Готов вступить в левое крыло.
— Мм. Да. … Нет? такого.
— Тогда не пойдет. В это жидкое болото я не иду.


15.02.85 г.
О б р а щ е н и е к у п р а в л я ю щ и м
Если не хотите сегодня, то дождетесь бунта.
Удовлетворите человеческую потребность влиять на мир, фактически участвовать в решении государственных проблем. Не от случая к случаю — обсуждая новые законы, не косвенно — выбирая своих депутатов, а постоянно и прямо: направляя подоходный налог на те цели, которых он сочтет необходимым добиться, на решение тех проблем, которые волнуют его.

12.06.86 г.
У вас ничего не получится. Вам нравится управлять. И управляете вы все лучше. Но мы-то живем не для того, чтобы нами управляли!
Вы делаете много хороших дел. Поэтому вам кажется, что вы ой какие молодцы. Но по сравнению с тем, сколько полезных изменений провели бы мы, люди, будь наша воля, ваши добрые дела — нуль, движущий нас к катастрофе.
Вам кажется, что вы знаете, что для нас лучше. Вам кажется, что для нас лучше получать препарированную, "полезную" правду. Вам кажется, что те, кого вы нам назначаете в управляющие, наилучшим образом творят нам добро. Вам кажется, что сами мы перегрыземся и не сможем сотворить себе добро. Вам кажется, что нас можно палкой загонять в рай, а на самом деле этой самой палкой ваши ставленники отгоняют нас от обильной кормушки, к которой припали сами. Вам кажется, что ваши привилегии заслуженны.

30.10.86 г.
Ты, интеллигент! Тебя не тянет ускорить шаг при виде женщин, таскающих тяжести? Это чтоб тебя накормить, напрягают они свою нежную плоть. А ты хоть мозги напрягаешь на работе? Сколько часов?
А ты, начальник его? Как ты организовал его труд, что он об опере размышляет?
Тунеядцы неподконтрольные! В стеклянную банку вас, чтобы все видели, спите вы там или с похмелья маетесь.

24.03.85 г.
П о р о к и с о ц и а л и з м а
Величайший социальный эксперимент. Начали его в 1917 году. Неизведанным путем идем. Никто не ходил этой дорогой. Отсюда заблуждения, ошибки.
Отсюда — не знают сегодня люди, что м о ж н о бороться, что н у ж н о бороться, что не само оно произойдет, что не через благосостояние мы придем к коммунизму.
Пока народ почувствует и осознает необходимость борьбы, роса может очи выесть.

09.03.85 г.
Система социализма обеспечена формулой, которая не всеобъемлюща. Она не гарантирует справедливости, равенства, братства. Формула социализма "отмена частной собственности на средства производства" не решила проблем обеспечения справедливости и прочих мечтаний человечества. Формула существует сама по себе и обеспечивает только запрет на накопление слишком больших средств в одних руках. Слишком косвенным путем помогает она обеспечивать справедливость и прочие мечтания.
Только борьба может обеспечить справедливость сегодня. Так было и во все времена. Борьба иногда проигрывалась. Но и сегодня, проиграв, мы можем сказать: "Поражение не есть конец борьбы. Хоть через тысячу лет, но справедливость победит".
То ли отмена повиновения, то ли уравниловка, то ли еще что-то — что может обеспечить справедливость, равенство и прочие мечты?
А люди всегда, при всех формациях, одни и те же.

26.03.85 г.
Эти небрежные лихие формулы — "план — закон" и др. — прямо нацеливают не на благо людей, а на именно выполнение формулы.
Ох, показатели, показатели! Так и загубите вы суть дела.

30.03.85 г.
Предусмотрено наказание администрации только за неисполнение обязанностей, общих с управляемыми. Неисполнение специфических обязанностей администрации не наказуемо.


14.06.85 г.
К у с т а в у СДА, к п р о г р а м м е СДА
Эпиграф.
"Анархисты во все времена хорошо знали, чего они не хотят, и плохо — чего они добиваются".
В. Худавердян (260-75)

СДА принимает в свои ряды всех, кто признает социализм необходимой ступенью перехода к коммунизму, но отрицает навязанную единственность пути перехода.

25.02.85 г.
"Долг есть сознание внутренней мощи, способности произвести нечто с наибольшей силой".
М. Гюйо (284-241)
(Кто могуч и способен — тот должен. Не тому, кто и сам силен, не партии, не государству, не "народу", а слабым и неспособным, задавленным экономическим принуждением, подвергаемым промыванию мозгов, тем, в которых выработали рефлекс послушания и стадное чувство.
Кто слаб и беспомощен — тот должен доказать себе, что сверхчеловеческими усилиями — может, способен. — 26.07.86 г.)

"Привлекательность борьбы и риска".
(284-242)

23.03.85 г.
"Революция не умирает, пока в живых остается хотя бы один революционер".
М. Робеспьер (2067-454).


14.06.85 г.
Если бы убрать все людоедские выкрики из программы СДА, то появилась бы вероятность, что явочным путем СДА завоевал бы в стране право на существование. Что партия позволила бы это. Но — председателем Союза оказался бы ставленник партии или, как минимум, угодный ей человек. Это стала бы партия, допущенная к пирогу за помощь в подавлении серой скотинки. Эта вторая партия стремилась бы пользоваться кормушкой на-равных. И добьется, и создастся положение как с двумя партиями в США. А народу от этого — нуль.
Значит, вторая партия должна иметь такую программу, такую структуру, которая не позволила бы вождю продаться и крутить ею.

22.07.85 г.
С л о в а р ь д. а н а р х и с т а
ДАНАРХОСЮРПРОИЗМ. ДАНАРХОСЮРПРИЗМ
Д. анархический подарок, изменяющий жизнь человека в хорошую сторону. Требует фантазии, знания человека, доброты.

25.10.85 г.
РЕАЛИЗМ СЛАДКИЙ
Вот видите, как хорошо было бы при социализме, если бы все начальники были хорошими. Пример: телесериал по Г. Маркову и Э. Шиму.

26.11.85 г.
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ
Требовательность как месть начальника.

30.12.85 г.
МИКОЯН
Единица устойчивости. Происхождение единицы в устойчивости его при всех верховных: Сталине, Маленкове, Хрущеве, Брежневе.

11.01.86 г.
ШЕПТУНЧИК
Журналист, пытающийся сказать правду так, "чтобы умный понял, а дурак не догадался". В результате все делают вид, что никто о правде не догадывается, и в действиях руководствуются ложью, что усугубляет кризис.

06.03.86 г.
ПОДЛИННАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Самоназвание.

16.03.86 г.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ-ОГРАНИЧЕННЫЙ
"Это была эпоха утверждения господства буржуазии. Люди, основавшие это господство, указывал Ф. Энгельс, были "чем угодно, только не буржуазно-ограниченными"" (Я. З. Басин. И творцы и мастеровые. Минск, 1984 г. — 48).

20.03.86 г.
ГОЛОДОВКА
Один из методов борьбы.
Академик Сахаров Андрей Дмитриевич объявил было голодовку (до 1983 г.). "Но ведь живет Сахаров не в благословенном оплоте западной "демократии", скажем в Англии, где свободе воли не ставится препятствий, — хочешь голодать в знак протеста и умирать, никто не пошевелит пальцем. "Демократия!" Большого ребенка, каким все же является Сахаров, взяли в больницу, подлечили, подкормили". — Так пишет Н. Н. Яковлев (2040-296). Каково перо!

16.04.86 г.
ДИСЦИПЛИНА
Д. не есть повиновение личности. Дисциплина есть повиновение цели — общему благу.

11.06.86 г.
МАФИЯ
Под этим словом мы понимаем не только уголовников высокопоставленных, а всю систему, пренебрегающую народом, демократией. Это весь тот вязкий административно-партийный слой, которому не нужны никакие изменения и о котором писалось в "Правде" за 12.03.(04?)86 г. в статье "Очищение". А уголовники — это лишь накипь на этой системе.

23.06.86 г.
МАЛЕНКОВСКИЙ СТАКАН
Стакан 250-граммовый. Нижняя, 200-граммовая часть граненая, верхняя — гладкая. Появился при Маленкове.

26.06.86 г.
БУЗА
Начальный метод классового протеста людьми, не осознавшими классового характера своего недовольства.
ХЛОПНУТЬ ДВЕРЬЮ
Вид классового протеста бессильного человека.
ПОРОКИ СОЦИАЛИЗМА
Это те его свойства и качества, которые полезны власть имущим, управляющим, и вредны рядовым, управляемым. Управляющие считают добродетелями социализма то, что управляемые считают пороками, ибо …щим от них благо.
Безответственность управляемых позволяет управляющим крепче держать власть, оправдывает демократический централизм.
(Правда, с развитием общества полезное для управляющих диалектически переходит во вредное для них. Так безответственность …мых приводит к торможению экономического развития и делает т. о. неустойчивым положение …щих. — 10.05.87 г.)

14.10.85 г.
Занимательный д. анархизм.
Проведите конкурс фотографий на тему: "Управляемый. Социальный тип". Фотографии можно брать как свои, так и заимствованные из прессы.
Победителем признается не фотограф, а приславший фотографию. Первый приз — книга П. А. Кропоткина "Речи бунтовщика". Издание Московской Федерации Анархистских групп, 1921 г. Параллельно — конкурс на тему "управляющий. Социальный тип". Параллельно — "управляющий и управляемый. Социальные отношения".
Организуйте выставку фотографий по этим трем темам.

19.10.85 г.
Эпизоды.
Спросили у Федорова:
— Что такое дисциплинарный анархизм?
Ответил Федоров:
— Дисциплинарный анархизм — это: в стране сегодня есть два класса. Один, класс управляющих, который вовсе не стремится к коммунизму. Ему лучше при социализме. И второй класс, управляемые, которые сегодня или наивно надеются, что "у них головы большие" и "они" приведут их к коммунизму — благосостоянию, справедливости, равенству или махнули на всех рукой. Управляемые поставили управляющих на службу себе и платят им ба-альшие деньги. Да еще и привилегиями наделили.
Спросили у Федорова:
— Почему дисциплинарный?
— Всему свое время.

16.07.84 г. — 02.11.85 г.
В "Э п и з о д ы"
— Меня в детстве обманули. Сказали, что минус на минус дает плюс.
— Ты к чему это?
— Это так, проборматывание. Хочу сказать: не верь тому, чему учили в детстве и чему учат теперь. Не верь общепризнанным истинам. Истина глубока бесконечно. На нее набредают одиночки, а не все сразу. Им и можно верить, они ближе всех к истине.
— Общепризнанное бесспорно. Ты перегибаешь. Как ты подвергнешь сомнению общепризнанное: Волга впадает в Каспийское море.
— Еще раз повторяю: общепризнанное — это лишь краешек истины. Из общепризнанного нельзя исходить в практической деятельности. Общепризнанная истина нужна только для салонного разговора. Что касается Волги, то только одна десятая часть Волги впадает в Каспийское море, остальное испаряется. Раньше в Каспийское море впадала половина Волги.

07.11.85 г.
— Кто кому служит? — спросил нач. бюро Федоров у своих подчиненных. — Вы мне или я вам?
— Бесспорно, мы вам, — ответили.
— Граждане! Все наоборот. Я вам! А мы вместе — людям. Люди служат своей деятельностью людям. Этим определяется их общественная польза. Самую большую пользу приносят производители продуктов питания (это крестьяне), одежды, жилищ и люди, питающие нас духовно, люди искусства. Т. е. создатели материальных и духовных благ. Это люди
(в рукописи обрыв текста. — Прим. составителя)

26.11.85 г.
"Верной дорогой идете, товарищи!" Видели такие лозунги на улицах?
Туристы говорили: "Сам себя не похвалишь, так сидишь как оплеванный".

12.03.86 г.
Сталинский период породил ошибки, которые до его смерти не смогла исправить ленинская партия. Хрущевские ошибки (кстати, их никто четко не сформулировал для народа), правда, не до смерти продлились, но достаточно долгий срок. Брежневские — опять до смерти не были исправлены мудрой.
В чем же мудрость? В том, чтобы десятилетиями не исправлять ошибок?
И ежели каждые 5 лет не будут менять вождя — то и очередной период закончится мудрым, но запоздалым признанием ошибок.
Вождизму не избежать ошибок никогда.
Сначала демократия, потом д. анархизм, потом анархизм — вот путь.

17.04.86 г.
— Но крайние взгляды всегда неверны, — сказал он, хитро улыбаясь, и посмотрел на Федорова.
— Да, неправы. Но правы в будущем — крайне левые, и правы крайне правые — в прошлом. Без крайне левых серединка была бы значительно правее, то есть от истины будущего дальше.

21.04.86 г.
Махно, там, где он скатывается к авторитаризму, увы, не является идеалом для анархиста.

25.01.87 г.
Если не воспитывать в трудящемся потребности, то он может удовлетвориться хлебом, примитивным жилищем и грубой одеждой. И эти потребности он смог бы обеспечить пятьюдесятью часами работы в месяц.
Что же тогда можно было бы отчислить из созданного им для питания отчисляющего? Чем встречать зарубежных гостей? Откуда взять на оборону, развитие, на исправление ошибок?
Потому развивают в нас потребности, чтобы работали мы побольше, дабы побольше можно было отчислить из созданного тобой. И чем больше ты работаешь, тем больше оставят себе те, кто распределяет созданное тобой — управляющие.


Публикация будет продолжаться...

НАВЕРХ